Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Тимофеева Е.А. Промышленное таргетирование как стратегическое направление преодоления дотационности региона

            Аспирантка, Санкт-Петербургский государственный

 университет сервиса и экономики

Дотации регионам – это серьезная проблема России, отражающая экономическую несостоятельность регионов в сфере производства, являющаяся дополнительным бременем для государства. Дотационность регионов создает значительную нагрузку на федеральный бюджет, что не только ограничивает возможности федерального правительства по  осуществлению социально и экономически значимых проектов, но и создает угрозу для устойчивости финансовой системы России в целом.

Так, по состоянию на 01.09.2011г. [1] общая сумма дотаций регионам составила около 370 млрд.руб., что составляет 3,6% расходной части федерального бюджета и 1,6% валового внутреннего продукта страны (за два квартала 2011г. [2]) и превышает величину совокупных расходов на ЖКХ, охрану окружающей среды и физическую культуру. В России только 10 субъектов федерации являются регионами-донорами с высокой результативностью деятельности, остальные – регионы-реципиенты [3].

Основными дотационными регионами по состоянию на 01.09.2011г. являются регионы южного федерального округа (Чеченская Республика – около 32 млрд.руб.; Республика Дагестан – 21 млрд.руб.; Ростовская область – 7,67 млрд.руб.; Ставропольский край – 7,6 млрд.руб.; Краснодарский край – 5,8 млрд.руб., дальневосточного федерального округа (Республика Саха (Якутия) – 26,5 млрд.руб.; Камчатский край – 19,9 млрд.руб.; Приморский край –  7,4 млрд.руб.), сибирского федерального округа (Алтайский край – около 12 млрд.руб.; Республика Бурятия – почти 7,5 млрд.руб.; Республика Тыва – почти 6, 4 млрд.руб.; Забайкальский край – 5,4 млрд.руб.).

Тревожным фактом является не только объем дотаций регионам, но и тенденция к их увеличению (Табл.1).

Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о серьезной угрозе устойчивости российской экономики, связанной с дотационностью регионов – ее масштабами и очевидной тенденцией к росту. Важно отметить, что данное явление – результат системного кризиса экономики каждого отдельного региона и национальной экономики в целом.

Таблица 1. Анализ поступления дотаций в региональные бюджеты

за период с 01.09.2009г. по 01.09.2011г.

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, млн. руб. на 01.09.2011

Среднее значение среди субъектов РФ: 4215,15 млн. руб.

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, млн. руб. на 01.09.2010

Среднее значение среди субъектов РФ: 4296,75 млн. руб.

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, млн. руб. на 01.09.2009

Среднее значение среди субъектов РФ: 4399,67 млн. руб.

Чеченская Республика

32254,1

Республика Саха (Якутия)

29421,7

Республика Саха (Якутия)

24376,8

Республика Саха (Якутия)

26540,3

Тюменская область

22206,2

Республика Дагестан

21860,8

Республика Дагестан

21116,3

Республика Дагестан

21954,1

Чеченская Республика

20139,0

Камчатский край

19909,8

Чеченская Республика

21015,9

Алтайский край

13266,2

Тюменская область

16772,9

Камчатский край

17041,4

Красноярский край

11457,0

Алтайский край

11670,7

Алтайский край

12364,4

Камчатский край

11076,8

Ростовская область

7677,4

Ростовская область

9281,3

Республика Бурятия

10271,1

Ставропольский край

7614,4

Республика Бурятия

8690,8

Ростовская область

9829,2

Республика Бурятия

7491,6

Приморский край

7655,7

Краснодарский край

8219,5

Приморский край

7396,5

Ставропольский край

7610,7

Ставропольский край

7614,0

г. Санкт-Петербург

7300,6

Республика Тыва

6799,8

Забайкальский край

7340,6

Республика Тыва

6371,2

Архангельская область

6497,5

Приморский край

6665,8

Архангельская область

6016,8

Магаданская область

6378,1

Челябинская область

6416,7

Краснодарский край

5800,6

Забайкальский край

6267,6

Республика Тыва

6301,2

Забайкальский край

5410,7

Воронежская область

6157,9

Кабардино-Балкарская Республика

6223,8

Для исследования причин, факторов и направлений преодоления дотационности российских регионов, необходимо, прежде всего, определиться с ключевым понятием. Дотация (от лат. dotatio - дар, пожертвование) - безвозвратное денежное пособие, предоставляемое из государственного бюджета организациям, предприятиям, местным органам власти, отдельным лицам для покрытия убытков, компенсации потерь, балансирования местных бюджетов и других целей [4].

Таким образом, дотации покрывают разрыв между расходами и доходами регионов, обеспечивая видимое выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Причинами, вызывающими указанный разрыв являются: отсутствие внутренней стратегии регионов на повышение конкурентоспособности за счет структурных изменений и увеличения производства продукции с высокой долей добавленной стоимости. В этой связи следует отметить, что, с одной стороны государственные дотации – это финансовый механизм, за счет которого поддерживается стабильная социально-экономическая ситуация в проблемном регионе. Но, с другой стороны – это ограничение, оказывающее астимулирующее влияние на разработку и реализацию его собственной региональной стратегии по преодолению депрессивного состояния и выходу на устойчивый экономический рост. Именно поэтому важнейшей задачей федерального правительства становится создание условий для усиления  роли внутренних факторов развития особенно в неблагоприятных, депрессивных, регионах и только на этой основе – постепенное сокращение объемов дотаций, выделяемых им из федерального бюджета.

Учитывая слабую инвестиционную привлекательность дотационного региона и процессы «бегства капитала» из него, важной стратегической задачей становится развитие нефинансового сектора экономики и максимально эффективное использование ресурсов, которыми обладает регион (в том числе финансовых), для получения все более высокой добавленной стоимости. Это, в свою очередь, позволяет определить важнейший стратегический ориентир для дотационного региона – развитие реального сектора экономики и его постепенная технологическая модернизация. Выбирая этот путь стратегического развития, следует учитывать то, что каждый регион обладает своей уникальной ресурсной базой: как природными ресурсами (географическая данность), так и трудовыми и, что особенно важно, интеллектуальными людскими. Следовательно, в первую очередь необходимо определить приоритетные направления развития реального сектора (прежде всего с опорой на собственную ресурсную базу), выделить особенные, таргетированные промышленные отрасли.

Учитывая то, что в отечественной научной литературе отсутствует понятие «промышленное таргетирование», в своем исследовании мы используем одно из определений, которое приводится зарубежными авторами – «таргетирование отрасли (таргетирование отрасли промышленности) – это отрасли или группа смежных отраслей, которые: (1) имеют  большой потенциал становления и развития на данной территории и (2) развитие которых способно в будущем оказать положительное экономическое воздействие на увеличение занятости населения, рост заработной платы, увеличение налоговых доходов, поступающих в региональный бюджет. Данный подход ориентирован на поддержку малого бизнеса, занятого в таргетированной отрасли промышленности. Таким образом, таргетирование - способ эффективного использования ограниченных экономических ресурсов» [5].

Процесс выявления таргетированных отраслей должен иметь логику и быть последовательным, включая следующие этапы:

1.                Определение количественной составляющей (на основе ресурсной базы региона): какие ресурсы, в каком количестве, какие виды продукции из них производятся, количество предприятий, занятых в сфере производства этих продуктов, оценка состояния этих предприятий и пр., место производимой продукции на рынке. В итоге, на данном этапе анализируется использование вовлеченных в производственный процесс ресурсов (это позволяет выявить  более масштабную для каждого конкретного региона промышленную отрасль).

2.                Определение качественной составляющей. Поскольку таргетированная отрасль – это, прежде всего, отрасль с долгосрочной перспективой, то концентрация усилий на ее становлении в долгосрочном временном периоде обеспечит не только непрерывность процесса производства продукции, но и приведет к росту рабочих мест, повышению квалификации как производственного, так и управленческого персонала. Это, в итоге, окажет положительное воздействие на повышение устойчивости экономики региона.

3.                Результаты, полученные на первом этапе, позволят провести исследования, направленные на выявление новых способов использования сырья, в т.ч. производства новых видов продукции. Для этого региональная власть может инициировать программы развития таргетированной отрасли, то есть предложить бизнесу, занятому в ней, создать научно-исследовательскую структуру по производству новых видов продукции. Безусловно, само проведение научно-исследовательских работ – процесс затратный. Следовательно, для их проведения необходимо определить источники и объемы финансирования. Возможно, заказ на создание новых видов продукции следует оформлять в виде госзаказа. В свою очередь, компания, выполняющая данный заказ, определяет перспективную продукцию с учетом потенциального спроса, формирует производственный план для новых видов товаров на базе уже имеющихся в распоряжении компании ресурсов. По итогам третьего этапа разрабатывается программа развития таргетированной отрасли.

4.                Следующим этапом является реализация программы развития таргетированной отрасли. Поскольку ни одна компания не сможет взять на себя все затраты, связанные с внедрением результатов научно-исследовательских работ в производственный процесс, то необходимым становится формирование промышленно-технологического кластера. Именно поэтому таргетированная отрасль наиболее оптимально реализуется в кластере - географически близкой группе связанных компаний и взаимодействующих институтов в специфической области [6]. Объединение  фирм для решения профессиональных задач создает возможность для формирования общей материально-технической базы и создания единого информационного ресурса.

Таким образом, преодоление важнейшей проблемы российской экономики – дотационности регионов, предполагает их переход на путь устойчивого развития за счет оптимального использования внутренних ресурсов. Это, в свою очередь, определяет приоритетность развития реального сектора экономики, повышение его конкурентоспособности в результате развития технологически-интенсивных таргетированных отраслей, формирующих промышленно-технологический кластер.

Список использованных источников

[1] http://info.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел.

[2] http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики

[3] http://rf.ru - Клуб регионов. Интернет-представительство глав регионов Российской Федерации.

[4] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М")

[5] http://ageconsearch.umn.edu/handle/18789 - Barkley, David L.
Henry, Mark S. Targeting industry clusters for regional development: an overview of the REDRL approach

[6] Porter, M.E. (1998) On Competition, Boston: Harvard Business School, 1998

Познавательные возможности концепта «коррупция» в структуре социологического знания Предпосылки утраты конкурентоспособности РФ

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года