Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Приходько Р.В. Развитие отечественного рынка образовательных услуг

Кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Рынок образовательных услуг представляет собой комплексное, неоднозначное явление и выделяется на фоне прочих рынков в рыночной инфраструктуре страны.

Деятельность вузов неразрывно связана с предоставлением образовательных услуг. При этом понятие образовательной услуги трактуется в литературе довольно широко. Одни авторы рассматривают образовательную услугу как действия некоторого лица (группы лиц), другие – как набор компетенций, используемых для удовлетворения человека в образовании, третьи – как комплекс услуг или видов деятельности.

Наиболее полным, на наш взгляд, является следующее определение. Образовательная услуга ВПО – это вид государственной услуги, обеспечивающей реализацию конституционных гарантий и сложившихся государственных обязательств в области образования, предоставляемой по условиям ВПО (бакалавриат, специалитет, магистратура) в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и предполагающей затраты определенных экономических ресурсов в процессе удовлетворения образовательных потребностей обучающихся [1].

Бюджетные расходы на оказание образовательной услуги в системе ВПО включают в себя расходы на

-выплату заработной платы работникам вуза с начислениями;

-проведение производственной, учебной и других видов практики;

-услуги связи, связанные с оказанием образовательной услуги;

-транспортные услуги в части оказания образовательной услуги;

-коммунальные услуги (тепловая энергия – 50%, остальные виды – 70%);

-приобретение и обновление справочно-информационных баз данных;

-пополнение библиотечного фонда;

-другие виды расходов, связанных с оказанием образовательной услуги.

Особенность рынка образовательных услуг заключается в значительном влиянии на него государства и его органов управления. В частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:

• создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа образовательных институтов;

• финансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;

• применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, а так же и образования в целом;

• лицензирование и аттестация образовательных учреждений, мониторинг качества услуг;

• информационное обеспечение образовательных учреждений и др [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что и сам рынок образовательных услуг имеет ряд особенностей, и не только в связи с уникальностью выносимого товара - образовательной услуги.

Современный рынок образовательных услуг в России сложился за достаточно короткий промежуток времени, и рыночные отношения в образовании только начинают приобретать цивилизованные формы. Предложение образовательных услуг за последние годы сделало колоссальный скачок. Во многих случаях сегодня оно даже превышает спрос. Поэтому в последнее время во главу угла ставится студент и его потребности в образовании. К студенту теперь все чаще относятся как к клиенту. И в условиях борьбы за студента (клиента) конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать рынок образовательных услуг. Соответственно вузы пытаются занять свое место в бизнесе.

Наступающее десятилетие можно охарактеризовать как период открывающихся возможностей для молодежи - малочисленных поколений, родившихся в 1990-х годах, а с другой – как период усиливающейся конкуренции за молодежь между учебными заведениями, рынком труда и армией. Для учебных заведений жизненно необходимо набрать студентов, при этом высшие учебные заведения получат определенные преимущества перед средними, снижая планку вступительных требований. В условиях сокращающегося предложения рабочей силы неудовлетворенный спрос повлечет за собой рост заработной платы, в том числе для профессий, не требующих высокой квалификации.

В планах Правительства России намечено дальнейшее сокращение армии - до 1 млн. человек в 2012 году. Ежегодное число призывников вряд ли опуститься заметно ниже отметки в 500 тысяч. В 2009 году на военную службу отправилось около 580 тысяч призывников. На дневное обучение в вузы, где предоставляется отсрочка от армии, было принято порядка 730 тысяч человек, из которых примерно половина (около 350 тысяч) – юноши. По прогнозным оценкам, в 2017 году юношей, окончивших школу, будет насчитываться всего лишь 650 тысяч [3]. С учетом вышеприведенных цифр, а также стоящих задач по модернизации экономики, становится очевидной неизбежность реформирования как системы образования (в сторону сокращения приема студентов и повышения качества их обучения), так и российской армии (в пользу развития набора по контракту). На рынке труда, в свою очередь, должны распространяться гибкие формы занятости, соответствующие трудовым возможностям учащейся молодежи.

Содержательно образовательные услуги большинства современных российских вузов характеризуются следующим:

1) отсутствуют взаимосвязи с реальным сектором экономики и механизмы, которые позволили бы вузам и научным организациям осуществлять трансферт технологий;

2) мала познавательная ценность знаний, недостаточна их дифференциация по образовательным уровням;

3) нерациональна организация учебных процессов, в которой не учитываются особенности специальностей и контингентов слушателей;

4) налицо деформация спроса на рынке образовательных услуг (платежеспособный спрос выражает потребности  в образовании лишь 10 % населения – самых богатых семей;

5) недостаточно используется потенциал хозяйственной самостоятельности (законодательно предоставленное право создания малых инновационных предприятий (см. План первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 г./ Сборник законодательства РФ, 2010, № 10; и Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» / Вестник образования России: сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки, 2010, февраль, № 4) имеет много демотивирующих ограничений (например, по правам интеллектуальной собственности для преподавателей – авторов идей);

6) нерационально используется труд выпускников вузов, что выражается в несбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг. Более 30% выпускников не получают направления на работу;

7) неэффективен контроль за качеством образовательных услуг;

8) ухудшается качество трудовой жизни преподавателей вуза (увеличивается аудиторная нагрузка, снижается заработная плата, учебники устаревают, а новые дорожают) [4].

По результатам исследования и диагностики состояния рынка образовательных услуг можно сделать следующие выводы:

  • рынок давно вышел за пределы национальных границ, и любой вуз действует в условиях жесткой международной конкуренции;
  • международная конкуренция в образовании пришла и на российский рынок, поэтому российские вузы должны учитывать международные стандарты образования, наряду с соблюдением национальных образовательных стандартов и сохранением преимуществ национальной системы образования;
  • использование успешного зарубежного опыта в организации учебного процесса (модульная система обучения, письменные экзамены, перенесение акцента с контактных часов на организацию самостоятельной работы, использование как можно больше реальных бизнес ситуаций и заданий, чередование теоретического обучения с практической работой) способствуют укреплению конкурентоспособности российских вузов;
  • разработка и подготовка учебно-методических комплексов, включающих помимо учебника целый ряд дополнительных материалов для преподавателей и студентов - необходимое условие качественного обучения;
  • сотрудничество преподавателей, читающих один и тот же курс, позволяет существенно разнообразить набор методических материалов и повысить качество преподавания;
  • выбор и подготовка к международной сертификации помогает вузу не только укрепить свои имидж и конкурентное положение, но и повысить эффективность и качество образования;

· эффективная работа вуза на рынке невозможна без продуманной бизнес стратегии и маркетинга [5].

Список используемой литературы

1. Гарифуллина Н.Ю., Гуртов В.А. «Образовательная услуга в бюджетных расходах системы высшего образования» // Финансы, 2010, №11, стр.11.

2. Т.А Старовойтова «Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России» // http://www.nsuem.ru/science/publications/science_notes/issue.php? ELEMENT_ID=1009

3. Рынок образовательных услуг на волнах демографических изменений// http://demoscope.ru/weekly/2010/0431/tema06.php

4. Родионова Н., Зайцева И. «Система российского образования: проблемы и перспективы» // Проблемы теории и практики управления, 2010, № 10, стр. 20-26.

5. www.marketologi.ru/lib/saginova/inter_vuz.html

Роль воображения и интуиции в научном познании Системное описание креативности как здоровьесберегающего фактора

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года