Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Лебедева И.С. Реализация ЕГЭ как одно из направлений модернизации учебного процесса по иностранному языку

Кандидат педагогических наук, доцент

Санкт-Петербургский государственный горный университет

Современный этап развития общества в России характеризуется активным проникновением рыночного механизма во все стороны жизни. Он предполагает самостоятельность и независимость тех, кто производит и покупает, а так же распространение норм поведения людей готовых нести личную  ответственность за свои действия в условиях открытости общества и его связи с мировым рынком. Интернационализация хозяйственной жизни вызывает объективную потребность обмена услугами во всех отраслях социальной сферы, в том числе и в сфере образовательных услуг как важнейшей составляющей социальной сферы. В настоящее время становится актуальным вопрос рационального управления учебным процессом. Построение продуктивного процесса обучения невозможно без четкой системы управления.

Контроль уровня владения иноязычными навыками и умениями является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам. От правильной организации контроля зависит качество учебного процесса в целом.

Эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) прошел в Российской Федерации с 2001 по 2007 год. Санкт-Петербург включился в эксперимент в 2004 году. С 1 января 2009 года, согласно Федеральному закону "О внесении изменений в законы Российской Федерации "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании, ЕГЭ становится обязательной формой объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования [1]. Проблема введения единого государственного экзамена вызывает споры ученых и не является до конца исследованной. С одной стороны несомненны его явные преимущества, такие как:

1.  Введение единого государственного экзамена способствует реализации принципа преемственности, непрерывности, целостности, вариативности образовательного процесса.

2. ЕГЭ снижает уровень коррупции в образовательной сфере и обеспечивает равные условия при поступлении в вуз и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки.

3. ЕГЭ – фактор, определяющий содержание довузовской подготовки. А именно он способствует систематизации и уточнению требований, предъявляемых к довузовской подготовке, являющейся базовым элементом структуры многоуровневой системы высшего образования. Сегодня она наряду с такими функциями, как: компенсирующая, профориентационная, вспомогательно-дополнительная, адаптивная, развивающая, диагностическая, приобретает новые функции, связанные с формированием и развитием ключевых компетентностей обучающихся.

4. Оценка, выставляемая по итогам ЕГЭ, отличается независимостью от возможного субъективизма преподавателя.

5. Отличительной чертой результатов ЕГЭ является большая объективность, гарантируемая проводимой процедуре измерения, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию.

6. ЕГЭ позволяет определить основные параметры качественного и количественного состояния обученности учащихся во всех видах речевой деятельности.

7. В ходе контроля не только учитель получает представление об уровне обученности иноязычной грамотности учащихся, но и каждый обучаемый получает возможность сознательно корректировать собственную языковую и речевую деятельность, совершенствовать имеющийся уровень иноязычной грамотности.

8. В самой организации проведения экзамена заметен ряд черт, дающих основание видеть в их применении один из способов повышения эффективности учебного процесса. Так, тест позволяет проверить одновременно всех обучающихся, его выполнение занимает строго ограниченное время, все поставлены в равные условия. Учащиеся работают в одно и то же время с одинаковым по сложности материалом.

В тоже время стоит отметить и социально-экономические проблемы введения ЕГЭ.

Нет необходимости доказывать, что российская модель образования по многим показателям превосходила образовательные модели большинства экономически развитых государств. Фундаментальность (как соединение образования и науки) и системность в передаче знаний (как наличие государственных стандартов, ориентирующих на содержательную и формальную преемственность дисциплин) – это сильные стороны российского образования, обеспечивающие способность человека к анализу, пониманию мира и себя в мире, к саморазвитию.

 С 1993 года наступило время заимствования всего западного, в том числе и западного педагогического опыта. Как и в политике и экономике, пришедшие к власти "западники" начали перенимать и насаждать западные "педагогические технологии" в отечественном образовании без учета того, что подобный опыт обучения сформировался в иной цивилизации. Под знаменем "модернизации" образования началось неумолимое разрушение тех традиций, которые долгое время делали отечественное школьное образование одним из лучших в мире.

В этой связи важно подчеркнуть, что, безусловно, российское образование нуждалось в реформировании, т.е. создании условий, при которых оно могло качественнее и эффективнее готовить специалистов. Но при ориентации на европейские модели контроля уровня обученности учащихся необходимо проводить их серьезную апробацию и адаптацию к российским условиям.

В настоящее время отмечается острая необходимость в дополнительных нормативных актах, касающихся ЕГЭ. Не разработаны правовые документы, регламентирующие проведение государственной (итоговой) аттестации в формате ЕГЭ, не ясен порядок приема в средние и высшие учебные заведения РФ в условиях проведения единого государственного экзамена.

Также необходимо расширить перечень направлений подготовки, по которым при приеме в вузы могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой или профессиональной направленности.

Говоря о среднем образовании, хочется отметить, что не во всех школах должным образом налажена подготовка к новому типу экзамена. ЕГЭ снижает индивидуальность, а выявляемые знания порой оказываются формальными и поверхностными.

Формализованные вопросы тестов не позволяют в должной степени оценить глубину знаний учащихся, в частности, практическое владение иностранным языком.

На результатах ЕГЭ сказываются и стрессы, которым подвергаются учащиеся из-за жесткой системы контроля, так как в России у учащихся отсутствует должная психологическая подготовка к такому виду экзамена.

Чем дольше будет функционировать в России ЕГЭ, тем больше методов его обхождения из-за использования всевозможных технических новинок. Поэтому необходимо подготовить ряд законодательных инициатив, призванных скорректировать положения о Едином государственном экзамене.

Список использованных источников

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.: ООО «Изд-во Астрель», 2009.-78с.

Академическая мобильность на рынке образовательных услуг Роль воображения и интуиции в научном познании

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года