Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Яковлева А.В. Ретроспективный анализ становления системы страхования по безработице в США

Кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

До того как социальная политика по вопросу страхования по безработице в Соединенных Штатах Америки  окончательно сформировалась, инициаторами страхования являлись профсоюзы, которые путем заключения договоров (соглашений) с отдельными предприятиями или с объединениями предпринимателей  добивались введения добровольного страхования на случай безработицы.

Первое из таких соглашений было заключено в 1921г., между профсоюзом дамских портных и соответствующим предпринимательским союзом в г. Кливлэнде. Согласно этому соглашению, предприниматели обязаны были отчислять еженедельно сумму, равную 7,5% выплаченной ими заработной платы, в особый фонд помощи безработным. Каждый безработный член профсоюза, по истечении 12 недель безработицы, вправе был получать из этого фонда пособие в размере 50% его минимальной заработной платы. Таким образом, предприниматели гарантировали рабочим занятость в течение сорока недель в каждом календарном году. Если они выполняли это обязательство, то взносы, сделанные в фонд помощи безработным, поступали обратно в их распоряжение. Если же период безработица в текущем году превышала 12 недель, то собранная сумма расходовалась на оказание помощи безработным. 

Следует выделить единственное преимуществом данной системы добровольного страхования по безработице, это то, что она возлагала уплату взносов исключительно на предпринимателей. В остальном же она  несовершенна. Во-первых, помощь безработным оказывалась лишь по истечении 12 недель безработицы, и она составляла 50% минимальной заработной платы. Во-вторых, отсутствие постоянного страхового фонда. И в-третьих суммы, не израсходованные на оказание помощи безработным в текущем благоприятном году, возвращались полностью предпринимателям. А если же следующий год оказывался неблагоприятным, и период незанятости возрастал, то размер страховых сумм собранных в данном году, был не достаточен для выдачи пособия безработным.

На иных несколько условиях было заключено соглашение о помощи безработным в апреле 1923 г. между федерацией швейных фабрикантов в Чикаго и объединенным союзом рабочих-швейников.

В тот период в данной отрасли промышленности в Чикаго было занято около 30.000 рабочих, из которых около половины составляли женщины. Число мастерских достигало 400 штук, причем численность рабочих в отдельных мастерских сильно колебалась – от 5 до 6.000 рабочих. Основную часть рабочих составляли иммигранты из других стран – евреи, итальянцы, поляки, чехи, шведы, норвежцы, литовцы, румыны. Все они состояли в одном профсоюзе – Объединенных портных Америки. Что же касается нанимателей, то они были объединены в четыре организации, причем ряд мастерских ни в одну из организаций не входил [1; 35].

В соответствии с условиями данного соглашения  был создан особый резервный фонд для оказания помощи безработным. В создании данного фонда участвовали обе стороны – как наниматели, так и рабочие. Размер взносов с каждой стороны составлял 1,5% от заработной платы. Правом на получение пособия пользовались лишь безработные, лишившиеся работы в виду сокращения производства, а не по собственной вине, в результате забастовки или локаута и т.п. Размер пособия составлял 40% средней заработной платы безработного и не мог превышать 20 долларов в неделю. Максимальный срок выдачи пособия в течение одного календарного года составлял 5 недель [2; 32].

Правом на получение пособия мог воспользоваться безработный при условии, что он был членом профсоюза, платил регулярно страховые взносы, потерял работу не по своей вине, зарегистрирован на бирже труда при профсоюзе и не отказывался без основания от предложенной ему работы. Выжидательный период, за который пособие не выдавалось, было определено в размере 44 часов безработицы в каждом сезоне [1; 35].

Тем не менее, отдельные авторы того времени отмечали, что в Чикаго   профсоюз требовал создания единой страховой кассы для всех предприятий по производству, но работодатели, особенно крупные, решительно противились этому. В тот период около 250 мелких мастерских имели общую страховую кассу, такая же общая касса была создана для 50 мелких и средних предприятий. Около 80 более крупных предприятий имели отдельные страховые кассы. Во главе каждой кассы стояло правление, состоящее из равного числа представителей нанимателей и рабочих и нейтрального лица в качестве председателя правления. Однако как отмечалось, большинство касс в крупных мастерских имели одно и то же правление, так что в Чикаго существовало всего 5 правлений страховых касс [1; 35].

Добровольное страхование на условиях, схожих с изложенными выше, существовало так же в отрасли по производству одежды в Нью-Йорке, где оно охватывало около 45.000 рабочих, а также в некоторых отдельных предприятиях в других городах. Однако, ошибочно было думать, что на этом пути американские рабочие могли добиться решения вопроса о безработице, так как заставили нанимателей принять на себя половину расходов по страхованию  безработицы. Как отмечается, профсоюз Объединенных портных Америки занимал особое положение среди профсоюзов Соединенных Штатов. Это была сильная организация, умело защищающая интересы рабочих. Объединенные портные объединяли большинство работников своей отрасли производства. Между тем, другие профсоюзы Штатов были гораздо слабее как по уровню руководства, так и по степени вовлечения рабочих в союз. Поэтому рано или поздно Соединенным Штатам пришлось бы встать на путь становления и развития обязательной системы страхования по безработице [1; 36].

Как сообщала, на том момент американская пресса, был готов уже к заключению ряд других аналогичных соглашений. Однако все они были ограничены одной отраслью промышленности – производством одежды. Это объяснялось двумя причинами, во-первых, в данной отрасли безработица носила постоянный характер, а во-вторых, профсоюзы данной отрасли были гораздо сильнее, чем в других отраслях промышленности [2; 31-32].

В заключении следует отметить, что федерально-штатная государственная система обязательного страхования по безработице в Соединенных Штатах Америки, финансируемая работодателями, была учреждена Главами III, IX и XII Закона о социальном обеспечении от 1935 года и Законом о федеральном налоге для безработных от 1939 года. Глава III ЗСО уполномочивает федеральное правительство выделять субсидии на осуществление программ по безработице. Глава IX учредила Трастовый фонд для выплаты пособий по безработице. А Глава XII предусматривает выплату займов и ссуд для неубыточных программ штатов [4; 152].

К июлю 1937 года все 48 штатов, округ Колумбия, а затем Территории Аляска и Гавайи учредили свои программы законами штата о налоге для безработных. Пуэрто-Рико внедрило систему в 1961 году, а американские Виргинские острова - в 1978 году. В данную программу много раз вносились поправки, тем не менее, если не считать продления выплаты пособий во времена экономических спадов, то основные характеристики этой программы остались неизменными.

Страхование по безработице учреждено федеральным законом, но осуществляется 53 «штатами» при некоторой степени федерального контроля и содействия в периоды высокой безработицы. Округ Колумбия, Пуэрто-Рико и Виргинские острова рассматриваются как штаты, когда речь идет о страховании по безработице.

На сегодняшний день система страхования по безработице в США, является одной из наиболее активно изучаемых государственных программ поддержки дохода для безработных, и важнейшим элементом социального обеспечения трудящихся, страховочной сеткой на период работы и поисков нового рабочего места. Она охватывает почти всех работников частного и государственного секторов, наиболее важные некоммерческие организации, многих сельскохозяйственных работников и домашний персонал и с 2000 года - работников Индейских организаций [4; 152].

По состоянию на 2008 год, программы страхования по безработице охватили 131 миллион работников (более 96% наемных и ненаемных работников) и 7,6 миллиона работодателей. Они выплатили более 100 миллиардов долларов пособиями почти 12 миллионам получателей [4; 153].

Список использованных источников

1. Б. Опыт добровольного страхования на случай безработицы в С.-А. Соединенных Штатах // Вопросы страхования. № 21 (206). 25.05.1925.

2. Л. Б. Добровольное страхование от безработицы в Соединенных Штатах // Вопросы страхования. № 27 (160). 22.07.1924.

3. М. Американский проект добровольного страхования безработицы // Вопросы страхования. № 10 (143). 15.03.1924.     

4. Kilgour J. G. Unemployment Insurance in the 21st Century // http://cbr.sagepub.com/content/42/3/152.

ВТО и проблемы воспроизводственной структуры в национальном хозяйстве России К содержанию сборника

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года