Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Малахов А.Н. Роль воображения и интуиции в научном познании

Кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

В процессе творческого мышления важная роль принадлежит воображению и интуиции. Интуиция связана с рождением новой идеи. История культуры знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник, музыкант достигали принципиально нового результата в своей области как бы путем «озарения», «откровения» Композиторы Дж. Тартини, И Гайдн и В.А. Моцарт создавали порой свои сочинения, воплощали в них музыкальные идеи, возникшие не в условиях осознанной работы над темой, а в сновидении. Джузеппе Тартини рассказывал, как однажды во сне он отдал свою скрипку дьяволу, чтобы тот поиграл на ней. К его удивлению дьявол исполнил восхитительную мелодию. Проснувшись, Тартини тотчас записал эту мелодию. Сегодня ее часто исполняют под названием «дьявольские трели». Любопытный случай произошел с изобретателем Николой Тесла: во время прогулки с приятелем ему внезапно пришло в голову решение одной технической проблемы - идея создания электродвигателя на переменном токе. Мысль подобно молнии озарила его. Принцип вращающегося магнитного поля стал для него совершенно ясен.

Значение интуиции в научном познании отмечали многие ученые и мыслители. По мнению А.Эйнштейна, логический аппарат, устанавливающий соотношения между понятиями, еще не дает возможности создать что-то новое. Мышление делает творческим связь понятий с непосредственным отображением мира. Вот эту связь Эйнштейн и считал интуицией. Великий математик А.Пуанкаре отводил интуиции большую роль в познании, чем сознанию. Одним из этапов творчества он считал внезапное озарение. Он говорил, что логика, если только она не оплодотворена интуицией, остается бесплодной. Логика есть орудие доказательства, интуиция есть орудие изобретательства. Речь идет о трудах по методологии науки французского математика и физика А.Пуанкаре, уделившего значительное внимание роли интуиции в математическом творчестве. В книге «Наука и метод» им описан эпизод, связанный с открытием автоморфных, или фуксовых функций. В течение двух недель он пытался доказать, что подобные функции не существуют. Работая ежедневно один-два часа за письменным столом и перебирая большое количество комбинаций, Пуанкаре не пришел к какому-либо выводу. Но однажды вечером, вспоминает он, выпил чашечку черного кофе и не смог заснуть. Перед ним завертелся вихрь идей, наконец, две из них, «как бы сцепившись» создали устойчивое соединение. Утром Пуанкаре установил существование фуксовых функций, получающихся из гипергеометрического ряда, ему осталось лишь сформулировать результаты. Следующий эпизод произошел с Пуанкаре во время экскурсии, организованной Горным институтом. Участники экскурсии взяли омнибус для прогулки, и вот в тот момент, когда Пуанкаре занес ногу на ступеньку омнибуса, ему пришла в голову идея: преобразования, использованные для определения фуксовых функций, тождественны с преобразованиями неевклидовой геометрии. Проверить ее правильности он не мог, так как должен был продолжить начатый разговор, но тем не менее он почувствовал уверенность в правильности свой идеи, в чем  и убедился по возвращении с экскурсии.

Подлинный ученый не может обойтись в своей работе без изрядной толики воображения, догадок, фантазии. Без воображения, и изобретательности, способности придумывать гипотезы, отмечал испанский философ Марио Бунге, в науке нельзя сделать ничего. На путях последовательно логических выводов и умозаключений часто не удается прийти к новым идеям. По мнению М.Бунге, научная работа требует большего участия воображения, чем художественное творчество.

Выдающиеся ученые, специалисты в определенных областях знания, оставили в своих трудах многочисленные заметки, размышления по различным аспектам научного творчества, определить роль воображения и интуиции в научном творчестве. Для примера возьмем книгу академика В.И.Вернадского «Научная мысль как планетарное явление», и мы увидим, что на многих страницах речь идет о роли интуиции в процессе получения нового знания, о соотношении в этом процессе интуиции и логики, об особенностях научного творчеств, о специфике выражения результатов творчества в системе понятий и т.д. [1]

Научное творчество есть процесс активного освоения мира человеком, это продуктивный вид деятельности, связанной с созданием нового и социально значимого продукта. Познавательная деятельность тесно связана с другими видами деятельности и в первую очередь с практикой. Творчество - это всегда преодоление. А.М.Горький писал, что «науку и технику надо изображать не как склад готовых открытий и изобретений, а как арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала и традиций».[2] Не удивительно, что все великие открытия были сделаны на предельном напряжении сил. Например, Л.Н.Толстой обладал исключительным трудолюбием, что послужило одной из причин его удивительного творческого взлета. Математики утверждают, что математический талант проявляется не в умении решать математические задачи, но прежде всего в способности сформулировать на математическом языке проблем, т.е. поставить ее как математическую задачу.

Существует наука - эвристика (от греч. эврика – открываю, отыскиваю), изучающая приемы и правила творческой деятельности. Известный математик Д.Пойа в работе «Математическое открытие: Решение задач пишет: «Эвристика ставит себе целью установить общие закономерности  процессов, которые имеют место при решении всякого рода проблем, независимо от их содержания». 3) В настоящее время под эвристикой понимают организацию процесса продуктивного творческого мышления, т.е. эвристическую деятельность.

Как метод обучения эвристикой пользовался еще Сократ, который задавал собеседнику ряд вопросов, с помощью которых наводил его на правильное решение поставленной проблемы. Майевтика Сократа всегда реализовывалась в сочетании с другими приемами: иронией, когда собеседника уличали в противоречивых утверждениях; индукцией, переход к общим понятиям от обычных представлений и единичных примеров.

Способность к творческой деятельности предполагает наличие определенных личностных черт, одной из них является «детскость». Психолог В.И.Зинченко в связи с этим приводит формулу П.А. Флоренского о том, что секрет творчества в сохранении юности, а секрет гениальности в сохранении детства на всю жизнь. Отвечая на вопрос, почему именно ему выпало совершить великое открытие, А.Эйнштейн с долей юмора назвал свое относительно медленное развитие, благодаря чему его долгое время волновали так называемые «детские вопросы».

Сущность интуиции не может быть раскрыта через фактор озарения, откровения, неожиданного проникновения в сущность вещей, как внелогическая форма постижения истины. В определенном смысле интуитивное противостоит логическому как особая форма познавательной деятельности. Еще Н.Винер подчеркивал, что главным из преимуществ человека по сравнению с ЭВМ является «способность мозга оперировать с нечетко очерченными понятиями». [4] Эту способность нельзя рассматривать вне связи с другими элементами интеллектуальной деятельности. Такая оговорка необходима, ибо, к сожалению, интуиция достаточно часто рассматривается в контексте высказываний интуитивистов, т.е. как некий инстинкт, переживание в котором «неизреченное» знание усматривается интуитивистами, достойными такого озарения. Достаточно вспомнить А.Шопенгауэра, А.Бергсона, В.Лосского, Л.Шестова. На основе их идей нередко возникали рассуждения о логизме процесса творчества, происходило противопоставление интуиции логике. Так А.Бергсон трактовал интуицию как разновидность инстинкта: «Интеллект и инстинкт, - писал он, - обращены в два противоположных другу направления; первый - к инертной материи, второй – к жизни». [5]

Бергсон дал развернутую концепцию творчества, в которой непрерывное рождение нового составляет сущность всякой жизни. Жизнь он понимал как некий космический процесс – «жизненный порыв», могучий поток творческого созидания. Человек, в его понимании, существо творческое, поскольку через него проходит этот «жизненный  порыв».

Необходимость признания факта одновременной логичности и нелогичности познавательного процесса яркое свидетельство его диалектического характера. Логическое и интуитивное – различные моменты познания. Логическое, как возможность содержит в себе момент интуитивного и наоборот. Интуитивное и логическое допустимо рассматривать и в качестве различных способов познания. Но только в условном, ограниченном смысле. Ни логическое, ни интуитивное не могут быть правильно поняты и истолкованы в их противопоставлении.

В западноевропейской философии и методологии науки сложилось несколько мифов о сущности и механизмах совершения открытия. Президент Международного союза историков науки М.Грмек даже выступил с лекцией на тему «Слово в защиту освобождения истории научных открытий от мифов». Среди этих мифов он выделил три:

1)миф о строгой логической природе научного рассуждения.

2)миф о строго иррациональном происхождении открытия. Он утвердился в психологии

3)миф о социологических факторах открытия. В данном случае имеется в виду так называемый экстернализм, концепция, сторонники которой игнорируют закономерности развития науки и пытаются установить прямую связь между политическими взглядами ученого и результатами его  исследований.

В современной научной литературе при рассмотрении мышления часто используют понятие «интеллект» (лат. – познание, понимание, рассудок) Психологи определяют интеллект как систему мыслительных способностей, определяющих уровень развития мышления. Некоторые из них говорят «мышление – это интеллект в действии». Интеллект включает в себя (интегрирует) систему всех познавательных способностей человека: от ощущений и восприятий, до мышления и воображения. Сюда входит и способность к  эвристической деятельности.  Наука часто достигает наиболее значительных завоеваний путем внезапных скачков разума, когда разрываются тяжелые оковы рассудка, силами творческого воображения и фантазии. Луи де Бройль писал, что, благодаря иррациональным, т.е. интуитивным скачкам осуществляются великие завоевания разума. Именно поэтому человеческий ум способен, в конечном счете, взять верх над всеми машинами, которые вычисляют и классифицируют лучше, чем ум, они не могут ни воображать, ни предчувствовать. «Человеческая наука, - писал Луи де Бройль, - рациональная по своей сущности в своих принципиальных методах, может осуществлять самые большие свои достижения только с помощью резких, рискованных прыжков или, разыгрывая свои способности, освобожденные от грубого принуждения строгих размышлений, т.е. с помощью того, что имеет название воображение, интуиция, остроумие».[6]

Итак, воображение, фантазия и интуиция, и возникающее на этой почве остроумие, играют огромную роль в научном и художественном познании.

Список использованных источников

1. См. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн.П: Научная мысль как планетарное явление. М, 1997.С. 25-26, 31, 38-39, 57, 74-76, 85. 110-111, 114-117, 125, 144-146.

2 .Горький А.М. Собр. Соч. в 30 т. Т.24, М., 1953. С.108

3Пойа Д. Математическое открытие: Решение задач. М., 1970.С.60.

4. Винер Н.Творец и робот. Обсуждение некоторых проблем, в которых кибернетика сталкивается с религией. М.. 1966. . 82

5. Бергсон А. Творческая эволюция. М.. СПб, 1914. С. 152.

6. Methodes les sciences moderns.  Paris. 1958, р. 253.

Реализация ЕГЭ как одно из направлений модернизации учебного процесса по иностранному языку Развитие отечественного рынка образовательных услуг

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года