Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Ронгинская Т.И. Системное описание креативности как здоровьесберегающего фактора

Доктор психологических наук, профессор

Польша, Зелена Гура, Зеленогурский университет

Представление о креативности как важном факторе развития и обучения человека на протяжении всей жизни может быть расширено на сферу здоровья. Творческие установки в структуре личности принимают на себя роль системообразующих факторов, отвечающих за сохранность и дальнейшее развитие человека. Среди постулатов гуманистической и позитивной психологии креативности уделяется особое внимание. Так, А. Маслоу указывает на то, что креативность является универсальной чертой людей, стремящихся с самореализации, а сам креативный потенциал взрослого человека уходит корнями в спонтанное творчество ребенка, который принимает мир с наивностью существа, не деформированного жесткими требованиями традиционных процессов обучения. «Как бы нам хотелось оставаться такими же креативными как дети, с их воображением и фантазией, присущей детям до тех пор, пока не изменит их социальный мир взрослых людей» (Жан Пиаже).

В структуре личности взрослого человека креативная энергия проявляется, по словам Маслоу, в виде, так называемой, «вторичной наивности», т.е. способности видеть мир глазами ребенка, без жестких стреотипов и проверенных схем. Креативный потенциал человека, будучи сильным фактором психического здоровья, помогает создать вокруг себя атмосферу, наполненную положительной энергией и лучше выразить свое внутреннее состояние в контактах с другими людьми (Maslow, 2009). К этому можно добавить то, что креативность не только позволяет реализовать и постоянно развивать себя, стремиться к построению оригинальной жизненной концепции, но также сберечь свое «Я» в безбрежном океане массовой культуры, так присущей нашему времени. А, следовательно, сохранить себя в условиях манипуляции массовым сознанием. Креативность, по своей сущности, не знает множественного числа, она всегда уникальна, единственна и способна к созиданию, а, следовательно - жизнеспособна. 

Великий мастер креативности, Леонардо да Винчи, писал о том, что основной целью жизни творческой личности является умение прожить свою так, чтобы она была истинным произведением искуства. Анализируя творчество великого мастера, М. Дж. Гелб выделяет семь основных принципов принципов креативного мышления (Gelb, 2010). К ним относятся:

1) любознательность – Curiosita- стремление к постоянному познанию мира, схожее с врожденным любопытством ребенка. «Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет» ( Леонардо да Винчи).

2) демонстрация - Dimostrazione - последовательность в проверке знаний опытным путем, умение учиться на своих ошибках.

3) сенсорная чувствительность - Sensazione - совершенствование органов чувств с целью углубленного познания мира, «...посредственный человек смотрит, не видя, касается, не воспринимая, говорит, не думая...» (Леонардо да Винчи).

4) неопределенность, неясность - Sfumato - один из самых главных принципов Леонардо, который лежит в основе его творчества – сомневаться, ничего не принимать однозначно, все видеть как бы в дымке (отсюда значение sfumato - неясный, размытый, от итальянского глагола fumare – курить, дымиться). «Тот живописец, который не сомневается, немногого и достигает» (Леонардо да Винчи).

5) союз искусства и науки - Arte/Scienza - постоянный поиск равновесия между наукой и искусством, логикой и воображением. «Постоянно изучай  науку, которая есть искусством и искусство, которое есть наукой!» (Леонардо да Винчи).

7) Взаимосвязанность вещей - Connessione -  познание взаимосвязей между всеми явлениями и объектами, умение мыслить системно. «Все - едино!» (Гераклит Эфесский).

Принимая во внимание то, что креативность является сложным понятием, находящимся в многообразных связях с другими категориями, к ее описанию можно применить метод системного анализа, разработанный В.А.Ганзеном, известный как метод пентабазиса (Ганзен 1984). В его основе лежит представление о том, что все объекты можно описать при помощи четырех линий анализа: времени, пространства, информации и энергии, по отношению к которым объект выполняет интегральную функцию. Каждый из элементов пентабазиса подвергается дальнейшему анализу. По отношению к категории времени применяется принцип повторяемости. Пространственное измерение указывает на связи с другими объектами. В информационном аспекте отражено сходство или различение объектов. И, наконец, категория энергии позволяет определить, в какой степени объект находится в отношении подчиненности или доминирования по отношению к среде.

Таблица 1

Основная схема пентабазиса (Ганзен,1984).

Энергия

получение- отдача

Соподчиненность

Информация

 различение-  сходство Соразмерность

Объект

Время

сохранение- изменение

Повторяемость

Пространство

приближение- отдаление

Уравновешенность

Применяя положения метода системного пентабазиса к анализу содержания категории креативности, можно получить следующую картину.

Таблица 2 Применение метода пентабазиса для анализа понятия креативности

Энергия

Творческая инициатива; самореализация и самоотдача в форме творческих продуктов; умение вдохновлять других людей на творчество; готовность к передаче своего творческого опыта

Информация

Большое количество степеней свободы интерпретации мира; оригинальное, свободное от стереотипов видение мира; умение различать нюансы ситуаций; точная и дифференцированная перцепция стимулов (например, абсолютный музыкальный слух)

Креативность

Время

Высокая адаптивность; принятие различных социальных ролей; отсутствие консерватизма и догматизма в поведении; склонность к риску и инновациям

Пространство

Дистанцированность по отношению к другим людям; склонность к созерцательности, контемпляции и одиночеству творческой личности; «....живописец должен быть отшельником... когда он намерен предаться размышлениям и рассуждениям...» (Леонардо да Винчи».

Во временном аспекте креативность проявляется в желании измененний, готовности к новым, непроверенным способам поведения, в противном случае активность становится исключительно репродуктивной. Для творческой личности не существует твердых табу, запретов, она стремится  к свободному проявления собственного Я, иногда достаточно спонтанному и даже хаотическому, отвергая при этом консерватизм и всяческие догмы. Креативная личность избегает монотонных, рутинных, повторяющихся действий, а в случае необходимости пытается внести в них элемент творчества.

Пространственная линия анализа представляет креативную личность, стремящуюся сохранить необходимую для творчества дистанцию с внешней средой. «Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело» (Микеланджело Буонарроти). «Одиночество порождает оригинальное, смелое, пугающе прекрасное - поэзию» (Томас Манн). Стремление к глубокой созерцательности и контемпляции, присущее творческим лицам, не требует присутствия других людей, поскольку творческий акт рождается исключительно в воображении творца. Он является в высшей степени свободным, его целью не является создание продуктов полезных с прагматической точки зрения. «Творческий акт человека не достигает своих целей в объективированных ценностях дифференцированной культуры» (Николай Бердяев). Сохраняя необходимую дистанцию по отношению к внешней среде, творческая личность оценивает ее не с точки зрения принятих и устоявшихся норм, а полагается на собственный опыт, проявляет склонность к рефлексии и даже медитации.

Анализируя креативность в аспекте энергии, можно отметить тенденцию к высокой самотдаче, полной вовлеченности в творческий акт. В рамках позитивной психологии подобная активность получила название «потока» (flow), введеного М. Чиксентмихали, описывающего состояние полной самотдачи. Источник мотивации и творческой инспирации креативной личности всегда находится в ней самой, он не требует подкрепления извне и не является продуктом внешней манипуляции. Творчество всегда искренно, подлинно и достоверно. Тенденция к творческой самоотдаче может характеризовать не только художников, артистов, креативным может быть каждый человек, передающий себя другим людям, например, педагог, учитель. Креативный человек не берет, а дает: себя, свои знания, свое видение мира.

Последняя линия анализа связана с умением различать информационное содержание стимулов. Креативную личность характеризует тенденция к дифференцированному анализу информации, чувствительность к восприятию различий, при одновременнном умении точного описания объектов. Большое количество степеней свободы восприятия и описания внешнего мира проявляется в оригинальном, уникальном и неповторимом способе функционирования человека во внешней среде. Различительная способность креативного ума позволяет человеку выйти за границы принятых норм и вместе с тем – преодолеть трудности, связанные с отдельными фазами развития индивидуальности. Благодаря креативности развитие человека становится открытой темой, не нагруженной детерминирующим влянием врожденных инстинктов и не зависящей от манипулятивного воздействия внешних стимулов.

Список использованных источников

1. Бердяев Н, А., Философия свободы, Москва, Изд-во АСТ, 2005.

2. Ганзен В. А., Системные описания в психологии,  Изд-во ЛГУ, Ленинград, 1984.

3. Maslow, A. H. (2009), Motywacja i osobowość, Warszawa, PWN, 2009.

4. Gelb M.J., Myśleć jak Leonardo da Vinci, Poznan, 2010.

Развитие отечественного рынка образовательных услуг Научно-методическое сопровождение педагогов в условиях инновационной деятельности

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года