" + ""); NewWin.document.close(); } } //-->
step2success  
журнал
авторы
рекламодателю
где нас найти
«Одно из лучших мест на земле»

Приобщаясь к культуре
Петербургская филармония имени Шостаковича по праву считается жемчужиной не только Северной Столицы, но и всей Европы
Институт бизнеса и права, Санкт-Петербург


 
Светлана Суханова
sms@philharmonia.spb.ru
vkontakte.ru/id1478335


Ещё в номере:

Вспоминают ветераны
Картмаксимумы о Победе
Между маркой и открыткой
Красота на Невских берегах
Покорение Москвы
Успех, как стиль жизни
«С детства мечтал стать былинным богатырем»
«Звездное время в твоих руках»
Певица Кейта. Летописец улиц
Любите ли вы театр, как люблю его я?
Инновации или смерть
Гражданское общество: взаимоотношение с государством
Почему люди врут?
Результаты регулярного конкурса
Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича - старейшей в России - уже более двух столетий. Она ведет свою историю от Петербургского филармонического общества, возникшего в 1802 году. В 1824 им была организована мировая премьера «Торжественной мессы» Людвига Бетховена.


Большой зал Петербургской филармонии имени Шостаковича, декорированный коринфскими колоннами, имеет высокое качество акустики


Филармония занимает здание бывшего Дворянского собрания, построенного в 1834-1839 годах архитектором П. Жако по проекту К. Росси


Шикарные люстры Большого зала. На фоне справа виден фрагмент органа, который был изготовлен немецкой фирмой Walcker


Художественный руководитель и главный дирижер Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича Юрий Хатуевич Темирканов


«Музы – на боевой службе». Блокада Ленинграда. Боец Местной противовоздушной обороны (МПВО) Дмитрий Шостакович на посту номер 5. Фото Георгия Коновалова. Из книги: Ганшин В. Сердобольский О. Одна секунда войны. Л., 1983
Зал, где ныне располагается Филармония, был построен в 1839 году архитектором П. Жако (фасад спроектировал К. Росси) для Дворянского собрания Петербурга. Первоклассный по акустике зал, вмещающий более 1500 человек, с конца 1840-х годов стал центром музыкальной жизни Петербурга. Здесь выступали известные музыканты ХIX века: Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, Густав Малер, Антон Рубинштейн, Клара Шуман, Полина Виардо, Пабло Сарасате и многие другие. Здесь же впервые прозвучали многие сочинения классиков русской музыки Александра Бородина, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Александра Глазунова... 12 июня 1921 года состоялось торжественное открытие Петроградской филармонии.

В Большом зале давали концерты известнейшие музыканты современности: О. Клемперер, Б. Вальтер, Э. Ансерме, Э. Клейбер, Л. Стоковский, А. Корто, А. Шнабель, Ар. Рубинштейн, В. Горовиц, Б. Бриттен, Д. Фишер-Дискау, С. Рихтер, Э. Гилельс, А. Б. Микеланджели, Г. Гульд, И. Менухин, М. Ростропович и многие другие. На эстраде Большого зала играли Бостонский, Филадельфийский, Кливлендский, Чикагский оркестры, оркестры Берлинской, Венской и Нью-Йоркской филармоний, амстердамский оркестр «Консертгебау». Здесь начинались великие судьбы.

12 мая 1926 года состоялось первое исполнение Первой симфонии Дмитрия Шостаковича. Много лет великому композитору аплодировали в этом зале. В 30-е годы он приезжал уже из Москвы на премьеры своих симфоний, а теперь Петербургская филармония носит его имя. Сейчас Большой зал Петербургской филармонии - один из лучших концертных залов Европы. Выступать в нем - почетно и престижно. Многое изменилось в концертной жизни зала, иные имена украшают его афиши, но, как и прежде, он является, по словам знаменитого литературоведа и артиста Ираклия Андроникова, «одним из лучших мест на земле».


НЕМЕЦКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В РОССИИ

Фирма Walcker, тогда одна из лучших в мире, стала в 19 - начале 20 веков основным поставщиком органов в Санкт-Петербург и в Россию, многие из которых были шедеврами немецкого романтического органостроения. Эта же фирма построила в Петербурге первые концертные органы в России: в залах Консерватории (1897) и Повивально-Гинекологического Института (1903), ныне Института акушерства и гинекологии имени Д. Отта. При этом орган в Актовом зале Института стал самым большим концертным органом города. По словам Д. Отта, орган в нем был предназначен «для изучения влияния различных сочетаний звуковых волн на отправления человеческого организма, являясь в этом отношении наиболее совершенным физическим аппаратом. Орган – наиболее совершенный музыкальный инструмент и его использование станет не развлечением для больных, иногда подолгу вынужденных находиться в постели, а средством лечения и исцеления».

После революции 1917 года прервались как традиция публичных концертов, так и использование органа в медицинской практике, и он перестал звучать. На рубеже 20-х – 30-х годов специальной Органной комиссии удалось перенести несколько ценных органов из закрывавшихся церквей в различные учреждения культуры Ленинграда, что чудом спасло их от уничтожения. Орган из Акушерского института летом 1931 года перенесли в Большой зал Филармонии, и 1 октября 1931 года он возобновил свою концертную жизнь после долгого перерыва.

В 1996 году известный немецкий реставратор К. Шеффлер провел экспертизу органа, предложив его реставрацию в стиле романтического органа Валькера, чтобы уровень инструмента соответствовал уровню ведущего концертного зала города. Впервые в Санкт-Петербурге появился высококлассный концертный орган, один из лучших не только в России, но и в Европе.


ФИЛАРМОНИЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

Кто сказал, что ходить на филармонические концерты – это скучно и не модно? Ничего подобного! Слушатели «Концертов во фраках и в джинсах», с триумфальным успехом проходивших в Большом зале в течение прошлых сезонов, уже знают: это стильно, актуально и очень интересно. В абонементе сезона 2010/11 каждый концерт посвящен отдельной любопытной теме: портретам музыкантских профессий («Скрипач», «Композитор», «Пианист»), картине филармонических будней («Репетиция оркестра»), звуковому миру будущего («Электронная музыка») или стихии одного из древнейших искусств («Приглашение к танцу»). Шедевры симфонической классики ненавязчиво соседствуют в программах с мелодиями из культовых фильмов и композициями, которые пока неизвестны даже знатокам.

Есть и другие проекты в филармонии, адресованные молодежи. Новый филармонический проект «Open Door» создан совместно со студентами и аспирантами творческих и гуманитарных ВУЗов Санкт-Петербурга. Он заставит публику усомнится в стереотипном представлении о Филармонии, как элитарном месте для посвященных. На этот раз тяжелая филармоническая дверь открывается для всех желающих: «опасных» интеллектуалов и скучающей богемы, студентов ВУЗов или просто творческих молодых людей, которые хотят обсудить острейшие проблемы современного искусства. А может, и поучаствовать в его создании.

В этом проекте мы ищем возможности живого диалога между представителями разных видов искусств, находим неожиданные параллели и скрытые контрапункты в различных областях человеческой мысли. Поэтому среди участников действа как на сцене, так и в зале - молодые музыканты, художники, литераторы, актеры, философы, искусствоведы.

Впервые Филармония предлагает публике не пассивное слушание, а возможность высказаться и быть услышанным; не наблюдение, а участие; не монолог, а спор. Ведь молодым художникам необходимо не только творить, но и говорить об этом друг с другом и со своей аудиторией. Есть подозрение, что мы все еще существуем в пространстве постмодерна. В пространстве, которое наполнено бесконечным количеством текстов, переплетающихся друг с другом подобно Интернет-паутине, и которое формирует наше сознание. В пространстве, которое французский философ Юлия Кристева определила как «общее поле анонимных формул, происхождение которых редко можно обнаружить».

предыдущая статья следующая статья
 
 
Rambler's Top100

Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов
designed by baranenko.com