другие выпуски
второй номер

В НОМЕРЕ:
Письмо редактора

Журнал — это здорово

Наши студенты

Среда обитания

Наши выпускники

Как найти работу?

Обмен опытом

Superstar

Наши таланты

Отдых с экстримом

Загадочная страна

Фото из жизни


Учимся думать
Технологии обучения и рыночный спрос

Многообразие, как правило, порождает сомнения. Не обошел стороной этот тезис и коммерциализацию процесса получения образования. Формирование в начале 90-х годов института негосударственных образовательных учреждений (НГОУ) вызвало неоднозначную реакцию со стороны общества. Появились лица, способные платить за получение знаний. Появился спрос - появилось предложение.

В русском языке есть два фонетически почти однородных понятия, но совершенно неоднородных семантически; это - заплатить и оплатить. Заплатить и сразу же "здесь и сейчас" получить знания нельзя. Получение знаний - процесс итеративный, т.е. основанный на повторяемости действий (повторение - мать учения). Получение знаний - процесс получения недостающей информации. Можно оплатить труд и действия субъекта, предоставляющего эту информацию, т.е. труд преподавателя.

Вульгарные представления о так называемой "покупке дипломов" в НГОУ порождены фактором недобросовестности, как источника информации, так и ее потребителя и ни какого отношения к процессу получения знаний не имеющего. Это скорее вопрос Уголовного Права.

Достаточно часто можно услышать совершенно абсурдное мнение -"появление большого числа ВУЗов ведет к снижению качества обучения" - несомненно оригинальная трактовка диалектического закона "Перехода количества в качество". Интересно, если абитуриент имеет широкий диапазон выбора среди множества источников получения знаний, то как этот факт может сказаться на качестве его обучения. Знания, как информация всегда были и остаются товаром. Товар всегда имел и имеет цену. Товар всегда обладал и обладает свойством качества. Некачественный товар не будет пользоваться спросом у потребителя. Производители некачественного товара рано или поздно вынуждены будут либо покинуть рынок, либо изменить свой профиль деятельности на нем. Это закон "Здравого Смысла".

Производство любого товара требует источников финансирования. В этом отношении НГОУ имеют неоспоримое преимущество перед Государственными образовательными учреждениями, получающими дотации из Государственного бюджета. Обсуждение объема и достаточности этих дотаций выходит за рамки темы статьи. Тем не менее, автору не известно не одно Государственное высшее учебное заведение Санкт-Петербурга, которое не производило бы подготовку специалистов, не используя хотя бы частично контрактную форму обучения. Появление НГОУ это не явление времени, а веление времени.

Одним из Негосударственных ВУЗов Санкт-Петербурга является институт Бизнеса и Права, основанный в 1994 году. За период существования института подготовлен целый ряд высококлассных специалистов в области ведения бизнеса и менеджмента, которые используют знания, полученные в процессе обучения в компаниях и фирмах Санкт-Петербурга и других регионов России. В процессе подготовки специалистов преподаватели института используют современные технологии изучения дисциплин, позволяющие адаптировать процесс обучения к индивидуальным возможностям обучаемого, в том числе познавательным способностям. Большинство учебных программ подразумевают использование высоких информационных технологий в процессе получения знаний. В настоящее время преподавателями кафедры Менеджмента проводятся работы по исследованию возможностей использования дистанционных форм обучения , в основу которых положена самостоятельная интерактивная работа студента со специально разработанными учебными материалами. Постоянное проведение анкетирования преподавательского состава позволяет осуществлять управление качеством получаемых студентами знаний.

Многообразие, как правило, порождает сомнения, но многообразие должно порождать и право выбора. Используя огромный потенциал педагогических кадров в сочетании с инновационными методами и приемами, отечественная система образования может и должна перейти на новый уровень подготовки специалистов высшего класса со всем многообразием форм, методов и подходов при которых главным критерием должен быть критерий качества.




Кишев Юрий Иванович
Кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Менеджмента ИБП.
Rambler's Top100







be number one

designed by baranenko.com