другие выпуски
электронная версия


В НОМЕРЕ:
Письмо редактора

10 качеств

ИБП — то, что надо!

Обращение к первокурсникам

Любимые кураторы

Первый курс, коммерция

Журнал воплощает мечты

Высокие каблуки: за и против

Международная конференция

Геополитические ориентиры России

Бакалавриат в США

Спорт — это для нас

Мечтаю о новых путешествиях




 
Бакалавриат в системе высшего образования США

Как английский язык по своим принципам организации отличен от русского, так и система образования в США не похожа на российскую. Она дает возможность человеку менять профессиональную специализацию в процессе обучения, перемещаться между учебными заведениями, менять формы обучения (учиться очно и заочно, совмещать обучение с работой), без потери качества подготовки, растягивать сроки обучения. В то же время она требует от организатора унификации процесса обучения во всех учебных заведениях, стандартизации качества подготовки и доверия (кредита) между учебными заведениями.

Основой перехода со степени на степень градации является набор учебных курсов, а не количество лет обучения. Бакалавр это не 4 года обучения, а количество стандартных учебных курсов. Учебный предмет имеет четыре характеристики: (1) продолжительность, (2) степень сложности, (3) специализация и (4) уровень усвоения студентом.

1. Единицей измерения продолжительности является кредитный час. Он означает 3 часа работы студента в неделю каждую неделю в семестре. Поскольку семестр состоит из 16 недель, то кредитный час означает 48 часов работы за семестр. Эта работа включает лекции, работу в лабораториях и выполнение домашних заданий (самостоятельную работу).

Обычно курс оценивается в 3 кредитных часа, что означает 144 часа на изучение предмета. Установлен минимум 12 и максимум 19 кредитных часов нагрузки в семестре (в некоторых вузах 18). Статус студента определяется не годом обучения (курсом), а количеством набранных кредитных часов. Фрешмен – 0-29 часов, Софомор – 30-59, Юниор – 60-89, Сениор - 90 и более. Поэтому, записавшись на большее число учебных курсов можно закончить обучение быстрее. Так на степень бакалавра нужно набрать 100 кредитных часов и при нагрузке 18 кредитных часов в семестре продолжительность обучения составит 5, 5 семестров или 3 года вместо 4, а то и меньше, если часть курсов прослушана на предыдущем уровне обучения и перезачтена на уровне бакалавриата.

По степени занятости в семестре студенты могут выбрать полное время или часть времени, обычно половину или ? времени. Соответственно, они должны набрать учебных курсов на 12, 6 или 9 кредитных часов, не потеряв государственного финансирования своей учебы. Полная занятость в семестре не означает личного присутствия, при дистанционной форме достаточно выполнять в срок все задания. Так нивелируются различия между очной и заочной формами обучения.

2. Степень сложности курса оценивается первой цифрой его трехзначного кода. Цифры от 1 до 3 означают уровень ассоциированной степени (associated degree) , 3-4 – степень бакалавриата (bachelor degree) , 5-6 - уровень мастера (master degree).

3. Поскольку вместе со сложностью курса объективно растет и уровень специализации его предмета, то первая цифра кода одновременно сигнализирует и о его специализации. Например, 501 – макроэкономика в Университете Албани, Нью - Йорк, – это общий требуемый курс для уровня мастера, а 644 - Финансы здравоохранения – специализированный курс уровня мастера для специализации «Общественное администрирование».

Деление курсов на общие и специальные сопровождается их делением на курсы составляющие ядро профессии и элективные. Первые обязательны, вторые выбираются студентом для учета нюансов его персональной специализации, но их выбор и доля не велики по отношению к обязательным курсам ядра. Например, на уровне мастера в сфере экономики это – теория игр, математика в экономике, компьютерные приложения в экономике, специальные темы в экономике, экономика окружающей среды.

В программе каждого учебного курса написано, какие курсы должны ему предшествовать, поэтому студент не может выбирать последовательность изучения произвольно, но сохраняет некоторую свободу выбора.

4. Успешность обучения зависит от методик преподавания и дополнительных стимулов к работе по курсу, к которым относятся предмет итоговой оценки и финансовая помощь. Официальная запись на курс означает возможность получения государственной финансовой помощи. Если студент не выполняет норму по набору кредитных часов в семестре и по среднему накопленному баллу, то помощь штата прекращается на два семестра, а федеральная помощь прекращается совсем.

Буквенная градация оценки по учебному курсу совмещена с градацией среднего по сумме прослушанных курсов цифрового накопленного балла на один кредитный час, а не на один курс, поскольку учебные курсы различаются по продолжительности. А – 4,0 превосходно, В+ - 3,5 очень хорошо, В – 3,0 хорошо, С+ - 2,5 выше среднего, С – 2,0 средне, D+ - 1,5 ниже среднего, D – 1,0 минимально, F – 0,0 недостаточно (Failing).

Студенты, получившие в семестре средний балл на один кредитный час 3, 75 заносятся в список награждения ректора, 3,25 список награждения декана. Обычное требование для зачисления на следующую ступень обучения в этом или другом вузе является средний балл не ниже 2,0.

У студента, получившего оценку F, вычитается 3 кредитных часа из суммы семестровых кредитных часов, и если эта сумма была 12, то останется 9, что при полной занятости означает не соответствие федеральным требованиям по нагрузке, и он лишается права на финансовую помощь государства.

Предмет буквенной оценки по учебному курсу определяется преподавателем, читающим этот курс, и имеет много вариантов. Обычно оценка на уровне бакалавриата складывается из: оценки итогового экзамена, участия в дискуссии, оценки за домашние задания.

Например, в Суни институте технологии в г. Ютека, Нью Йорк, итоговая оценка по курсу 301 – «Принципы маркетинга» состоит из оценок за написание трех групповых докладов (группой из 4 человек, определяющих степень участия в группе друг друга) по 10% общей оценки за доклад, оценки за письменное выполнение индивидуальных заданий – 30%, участия в дискуссии -40%. Экзамена нет.

В Суни колледже в г. Кантон, Нью Йорк, по курсу «Глобальная экономика» (ECON 315) требования иные: курсовая работа 10% общей оценки в 100%, вопросы/проблемы (10 заданий) 10%, участие в дискуссиях (10 дискуссий) 20%, 12 тестов 60%.

В Суни университете в г. Албани (столице штата Нью Йорк) по курсу 802 «Промышленная организация» требуется выполнить 3 проблемных сета (60%) и итоговый экзамен (40%), а по курсу 601 – «Макроэкономика I» 30% оценки составляет промежуточный экзамен в конце октября, 60% итоговый письменный экзамен, и 10% зачет/незачет по домашней работе.

По курсу 501 – «Макроэкономика» предмет оценки включает промежуточный экзамен (30%), итоговый экзамен (40%), курсовая работа на 10 страниц (15%), домашняя работа (10% зачет/незачет), посещаемость (5% за отсутствие пропусков). Как видно из обзора предметов оценки, при существенном разнообразии подходов в наличие схожие составляющие учебного процесса. Методика преподавания в США, штат Нью Йорк существенно отли-чается от нашей упором на самостоятельную работу студента.

Самостоятельная работа осуществляется посредством общения с преподавателем через сайт университета. При поступлении в Вуз, студент получает имя и пароль и ведет переписку с лектором (называемым инструктором). В совокупность воздействий входят: (1) лектор передает студенту сведения о себе, программу обучения, критерии оценки, требуемую литературу для чтения; (2) еженедельно посылает вопросы и проблемные ситуации и получает на них письменный ответ студента; (3) задает тему дискуссии, в которой участвуют 3-4 студента, обмениваясь высказываниями; (4) студент читает заданные статьи в журналах и посылает свой отзыв на них.

Лекции мало чем отличаются от наших. Обычно используются технические средства (телекамера и мультивидеопроектор и связь с интернет), позволяющие продемонстрировать текст свежей статьи в газете, графики и текст, войти из аудитории в интернет и показать на большом экране информацию с сайта.

Таким образом, общение со студентом в большей мере заочное, чем очное, что сближает очную форму с заочной. В качестве стимула для неуспешных студентов служит невозможность пересдачи экзамена, тем более из-за комбинированной итоговой оценки, необходимость в случае провала прослушать курс еще раз с оплатой, угроза перевода в список «вызывающих тревогу» на один семестр с последующим отказом в финансовой помощи.

Система образования в США, штат Нью Йорк с точки зрения болонского процесса не соответствует нашей. Во-первых, это бизнес на обучении в значительной мере финансируемый из федерального бюджета и бюджета штата, а также из отраслевых фондов. Субъектом финансовой помощи выступает студент, а не непосредственно организация. Помощь покрывает не только обучение, но и все остальные расходы, включая проживание, питание, парковку, занятие спортом, технические возможности обучения, поддержание рекреационной зоны и оказывается на уровне 15-20 тыс. долл. на одного студента в год.

Во-вторых, продолжительность обучения в годах заменена продолжительностью в кредитных часах. Наша степень специалиста по объему часов реальной работы студента меньше их степени мастера, поскольку самостоятельная работа студента у них подобна работе нашего ученика средней школы с ее упором на выполнение домашних заданий.

В-третьих, с позиции качества подготовки нет особой необходимости для нас переходить на систему бакалавр-магистр. Следует организовать самостоятельную работу через систему домашних заданий как у них. Признание нашего диплома означает признание читаемых курсов по продолжительности и сложности. Если учебный курс будет идентичным по продолжительности и по составляющим итоговой оценки, он станет предметом для взаимного доверия и взаимозачета между вузами.

Нам следует присвоить курсам кредитные часы и изменить систему оценки, для чего сделать упор на самостоятельную работу студента и отказаться от пересдач экзамена, заменив пересдачу повторным изучением с полным выполнением всех домашних заданий.

Чем больше курсов будут взаимно перезачитываемы, тем меньше останется изучить при обмене студентов и тем ближе будут дипломы. Не переход на бакалавриат и магистратуру, а совпадение общих курсов и курсов ядра определяет равноценность дипломов и присваиваемую степень.

Наше пятилетнее обучение не трудно трансформировать в почасовое, дав студенту возможность заканчивать курс обучения раньше или позже.

В-четвертых, общее между нашими системами в том, что структура учебного плана похожа и состоит из общих теоретических предметов и предметов специальных. Поэтому мы вполне можем сохранить наше пятилетнее обучение в рамках болонского процесса, внеся вышеуказанные коррективы.




Алпатов Геннадий Евгеньевич
д.э.н., профессор СПбГУ


Rambler's Top100







be number one

designed by baranenko.com