другие выпуски
электронная версия


В НОМЕРЕ:
Письмо редактора

10 качеств

ИБП — то, что надо!

Обращение к первокурсникам

Любимые кураторы

Первый курс, коммерция

Журнал воплощает мечты

Высокие каблуки: за и против

Международная конференция

Геополитические ориентиры России

Бакалавриат в США

Спорт — это для нас

Мечтаю о новых путешествиях




 
Геополитические ориентиры России
Современная Россия, желает она того или нет, следует импульсу, который ей был придан более полутора тысяч лет назад возникшими тогда славянскими народами. Славяне обладали энергией и стремлению к новому точно так же, как и германцы, с которыми они почти одновременно возникли. Однако если германцы двинулись на встречу Римской империи, на ее плодородные земли, то наши предки предпочли идти туда, «куда Макар телят не гонял» – в непроходимую тайгу Восточной Европы. Стремление к неизведанным землям, к непознанному – и есть этот славянский импульс, унаследованный нами от предков. Именно россияне в дальнейшем освоили непроходимую Сибирь и Дальний Восток. Именно мы открыли Антарктиду. Стремление к неизведанному – секрет того, почему именно россиянин полетел в космос первыми.

Наследием этого славянского импульса является территория России, раскинувшаяся в северных широтах от Атлантики до Тихого океана. Снег лежит на нашей земле 9 месяцев в году (для сравнения во Франции выпадение снега – это транспортный паралич). Земледелие на нашей территории является рискованным (в отличие от той же Франции, Италии, США и др. развитых стран).

Создание сухопутных транспортных коммуникаций сопряжено с трудностями – протяженностью территорий, зонами вечной мерзлоты и годовыми перепадами температур, от -40°С до +40°С, что разрушающе влияет на твердое дорожное покрытие (так например, в США, Германии, территории которых пронизывают автомагистрали, перепад температур достигает не более 30°С.

Ограничивает транспортную связь с внешним миром и отсутствие незамерзающих морских портов в современной России (незамерзающие порты Россия имела в эпохи Екатерины II и И.В. Сталина, которые к настоящему времени утрачены). Для сравнения, США имеет незамерзающие порты на тихоокеанском и атлантическом побережьях, а вместе с сухопутной транспортной системой, Америка превращается в центральный транспортный узел планеты. Несколько отличным, но достаточно выгодным является и геополитической положение Франции, которая является транспортным узлом Западной Европы; Великобритания, транспортного узла северной Атлантики.

Вместе с тем именно по территории России проходила главная транспортная магистраль древности – Великий Шелковый Путь, связавшая Восток и Запад. Именно Шелковый Путь служил предпосылкой возникновения великих азиатских империй – Хунну, Гуннов, Тюрок, Арабов, Монголов. Великий Путь нуждался в обеспечении порядка на всем его протяжении. Достичь этого могли только империи. И империя существовала столь долго, сколько она в состоянии была поддерживать Шелковый Путь.

Петр I, а затем и Екатерина II, осознавая в полной мере геополитическое положение России в мире, стремились создать систему транспортной коммуникации, расширив количество незамерзающих портов на западе и востоке России и связав их сухопутными дорогами. На рубеже XIX-XX веков Транссибирская железная дорога связала запад и восток, Россия приобрела шанс стать транспортным узлом планеты, или «сердцевиной земли» (по-английски hardland, «хардленд» - термин, введенный британским политиком Х.Макиндером, описывает страны с преимущественно сухопутными коммуникациями, противоположно – «римленд», анг. rimland, обозначающего морские страны). Этому способствовало и сближение с Германией во второй половине XIX в. В результате возникали серьезные предпосылки к тому, что Россия и Германия станут геополитическими лидерами, а создав евразийскую транспортную артерию, потеснят «владычицу морей» Британию, а за одно и Францию, и США.

Между тем, созданная в США адмиралом А.Мэхеном геополитическая доктрина морской державы была направлена на сухопутные страны, прежде всего Германию и Россию. Главная идея, чтобы иметь преимущества необходимо господствовать на морских коммуникациях. Страны, имеющие протяженные сухопутные коммуникации, угрожают морским державам, поэтому, чтобы не допустить их превосходства, необходима стратегия «анаконды» - не допускать, чтобы сухопутные страны (хардленд) имели постоянно действующие порты, вносить раскол в страны хардленда. Примечательно, что политика Британии, Франции, а в определенной мере и США (т.е. стран римленда) была направлена на то, чтобы внести раскол во взаимодействие России, Германии и Австро-Венгрии. И именно потому, что удалось оторвать Россию от Германии и противопоставить их друг другу, и стала возможна I Мировая война.

Россия, как хардленд, всегда испытывала вызов «анаконды» брошенный морскими державами – Османской империей, Швецией, а в дальнейшем Британией и США. Ответом на этот вызов была национальная идея, оправдывающая ее выход к морю. Первоначально это – «Россия – третий Рим», т.е. Россия – это наследница православия – истинного христианства, который она должна принести всем народам, но включение в орбиту России мусульманских и других нехристианских народов, поставило под сомнение эту идею.

Советский Союз выдвинул идею коммунизма, «счастье» которого будет принесено другим народам с помощью «мировой революции», а в дальнейшем с помощью освобождения этих народов от фашизма. Советский Союз разгромил фашизм, включил в свою орбиту страны Восточной Европы, привлек на свою сторону многие развивающиеся страны Азии, Африки и Америки, создал ракетно-ядерный меч – и тем самым разорвал удавку «анаконды». Но не сделал самого главного – не стал транспортным центром планеты по причине своей закрытости от капиталистического мира. В результате, исчерпав ресурсы в борьбе с «анакондой», СССР развалился.

Современная Россия, чтобы сохраниться, должна противодействовать вызову «анаконды», тем более что в России не осталось незамерзающих портов, а само их количество крайне малочисленно. Но сохранение не может быть самоцелью. Необходим геополитический ориентир. Особенность нашего времени в том, что таким ориентиром уже не может быть ни «Третий Рим», ни «Коммунизм», мир стал прагматичным и идеологические ориентиры не привлекают людей. А вот такая прагматическая идея как превращение России в транспортный центр мира может быть вполне понятна многим. По своему геополитическому положению Россия может связать Европу и Дальний Восток, Северную Америку и Европу, Европу и Среднюю Азию. По сути, Россия сегодня имеет шанс превратиться в глобальный транспортный и энергетический узел, который как когда-то Шелковый Путь мог обогатить и владельца постоялого двора и погонщика верблюдов и предприятия и целые государства.

На мой взгляд, нынешняя ситуация в России в том, что нам не интересно прямое противостояние Западу, нам не интересна борьба за «демократию» и «права человека», уже неинтересны и коммунизм и идея 3 Рима, а вот развитие логистического бизнеса во всех его проявления и включение его в процесс глобализации – это то, что может быть интересно многим.




Захаров Николай Львович
д.э.н., профессор, проректор ИБП


Rambler's Top100







be number one

designed by baranenko.com