другие выпуски
электронная версия


В НОМЕРЕ:
Письмо редактора

Европейские стандарты образования

Доступность и качество образования

Подготовка хорошего специалиста

Причины убийства царской семьи

Впечатления о поездке в Англию

Путь к гармонии тела и духа

Дарить и получать подарки

Страничка юмора




 
Российское образование переходит к европейским стандартам
В 2003 году на конференции в Берлине министры образования европейских стран проголосовали за присоединение России к Болонской конвенции. В соответствие с этим в 2010 году дипломы российских вузов станут конкурентоспособными на мировом рынке. Однако прежде нам придется изменить нашу систему образования, и эти изменения уже начались.

Болонская конвенция появилась на свет в 1998 году, сейчас под ней стоят подписи представителей 45 государств. Каждый из новичков берет на себя обязательство ввести единый учебный стандарт: 12-летнее школьное образование, разделение высшего образования на две ступени и научная деятельность в аспирантуре с получением одной единственной научной степени — доктора.

Кроме того, подписантов обязывают ввести единую систему оценок — так называемые академические кредиты ECTS: за каждый семестр учащийся должен набрать определенное число баллов, которые складываются из посещения лекций и семинаров, контрольных работ и научных изысканий. Чтобы подстроиться под все стандарты, нашей стране предстоит пройти еще долгий путь, но два главных изменения уже произошли. С 1 сентября введено всеобщее обязательное 11-летнее среднее образование (которое в перспективе должно стать 12-летним), а Госдума приняла законопроект, устанавливающий переход на два уровня высшего образования — «бакалавр» и «магистр».

Это решение еще больше приблизило нас к общепринятым европейским стандартам, но неоднозначно воспринимается преподавателями вузов. Будущие же абитуриенты пока плохо представляют, как это отразится на их предстоящей подготовке, и мы постараемся кратко ознакомить их с нововведениями и высказывающимися возражениями.

Отныне всем выпускникам будут присваиваться степени. Бакалавриат — предусматривает подготовку в течение 4 лет квалифицированных рядовых сотрудников, которым будет обеспечена возможность успешной работы на исполнительских должностях в производственной или социально-экономической сфере. Второй уровень высшего образования — магистратура или «специалитет». Магистров и специалистов будут готовить к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе. Срок обучения в магистратуре для граждан, окончивших бакалавриат, — 2 года, а программа подготовки специалистов начинается с первого курса и продолжается, как и сегодня, не менее 5 лет.

По мнению авторов законопроекта, подобный подход эффективнее нынешнего. Он позволит сэкономить бюджетные средства и повысит качество образования. Теперь студентам будет значительно проще перевестись в западные вузы и найти работу заграницей, ведь наш диплом будет отвечать всем необходимым европейским стандартам. По идее, студенты бакалавриата и магистратуры смогут даже сами составлять себе расписание, по крайней мере, именно так обстоят дела в Старом Свете.

Если вы окажетесь за границей, у вас уже не будет необходимости в стажировках и пересдаче экзаменов: все дипломы будут иметь единый образец. Болонское соглашение означает увеличение мобильности студентов и преподавателей. Во время учебы можно будет беспрепятственно изменять страну или университет. То есть с 2010 года совершенно не обязательно учиться в одном вузе: какие-то дисциплины можно изучить, например, во Франции, какие-то в Германии, какие-то в Англии, после чего в одном из университетов получить диплом с европейским вкладышем. Единый европейский диплом упрощает трудоустройство наших граждан за границей, и это один из главных плюсов Болонского процесса.

Кроме свободы выбора вуза новая система дает свободу выбора собственно курса. Сейчас студенты учатся по заранее известному расписанию, утвержденному учебной частью. Студенты бакалавриата и магистратуры составляют себе расписание сами. Один абитуриент, например, в будущем хочет работать в банке — поступив в финансовый вуз, он с чистой совестью игнорирует курс по биржевой аналитике и все силы отдает бухгалтерскому практикуму. Его сокурсник намерен в будущем попрактиковаться в каком-нибудь аукционном доме — тут ему пригодятся и стандартное искусствоведение, и несколько курсов, скажем, по экономике или пиару.

Занятия совершенно необязательно выбирать на своем же факультете и по своей узкой специальности — лишь бы в сумме набиралось достаточное для перехода на следующий курс количество баллов. Если по итогам трех лет обучения студент набрал по профильным предметам нужное для поступления в магистратуру число баллов, он может продолжить образование и закончить его раньше.

Можно после окончания бакалавриата пойти работать, а потом пойти в магистратуру с более осознанным пониманием того, какие предметы тебе необходимы для профессионального роста.

На российском рынке потребность в таких переменах назрела давно: для карьеры дорог каждый год. Татьяна Ананьева, руководитель департамента по набору молодых специалистов кадровой компании «Агентство Контакт», уверена: чем позже человек включается в рабочий процесс, тем менее успешен он будет. «Сегодняшняя тенденция — очень серьезное омоложение бизнеса, — рассказывает Ананьева. — Бизнес заинтересован не в том, чтобы человек как можно дольше оставался на студенческой скамье и получал кучу образований, а в том, чтобы он как можно раньше начинал работать и встраиваться в логику компании».

В этом болонская система, конечно же, удобнее нашего традиционного образования. Она позволит большему количеству людей раньше заниматься делом. По данным Минобразования, в России учатся и одновременно работают почти 50% студентов. Так что система даст возможность не очень заинтересованным в академической карьере третьекурсникам спокойно идти работать — не отпрашиваясь пару раз в неделю на семинары, которые «уж совсем нельзя пропускать», и не готовясь по ночам к сессиям в ущерб службе.

Ожидается, что присоединение к Болонской конвенции пойдет на пользу не только рядовым россиянам, которые смогут учиться и работать в европейских странах, но и государству, чей бюджет увеличится за счет доходов от открытого рынка образования, если на учебу в российские вузы будут приезжать граждане других государств. Это вполне вероятно, учитывая довольно низкую стоимость получения высшего образования в России по сравнению с США и Западной Европой.

Российская преподавательская среда в большинстве своем настороженно относится к болонской революции. К примеру, ректор МГУ Виктор Садовничий неоднократно высказывался против принятия болонской системы. Им непонятно, зачем до основания разрушать старую систему, традиционной считавшуюся едва ли не лучшей в мире, и слепо копировать опыт других стран. Дело здесь не только в традиционном педагогическом консерватизме и восприятии в штыки всего нового. Их основная претензия заключается в том, что за четыре года подготовить грамотного специалиста практически невозможно. Почти наверняка многие вузы пойдут по пути наименьшего сопротивления и разделят уже имеющиеся дисциплины на две части, первую будут проходить в бакалавриате, а вторую — в магистратуре. В итоге, страна получит массу студентов-недоучек, от которых не будет никакого толка.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что в большинстве вузов учащимся дается масса ненужной информации. Считается, будто образованный человек должен разбираться не только в выбранной специальности, но и сопутствующих предметах, которые ему, скорее всего, никогда и не понадобятся. На выходе мы и сегодня получаем специалиста, который разбирается во всем понемножку, но ни в чем конкретно.

Поэтому бизнес-сообщество не удовлетворяют имеющиеся государственные стандарты и качество подготовки специалистов по управленческим и экономическим направлениям. «Мы не любим принимать на работу молодых выпускников вузов, потому что в них нужно много вкладывать, — говорит Анастасия Августовская, директор по продажам и развитию бизнеса компании «Эниро Рус-С». – У меня складывается такое ощущение, что их учат в университетах таким вещам, которые остались далеко в прошлом».

Учитывая это, министерство образования и науки РФ ведет разработку новых образовательных стандартов для вузов, стремясь ориентироваться на перспективные потребности рынка труда.

Если отбросить все лишнее, то за четыре года дать человеку приличное образование труда не составит, и тогда, быть может, мы не только приблизимся к Европе, но и повысим качество образования, которое сегодня не устраивает значительную часть отечественных работодателей, и вокруг которого в последние годы было сломано немало копий. К тому же по многим специальностям вузы готовят гораздо больше выпускников, чем это необходимо рынку, и им приходится работать на должностях, не требующих высшего образования.

Непосвященному человеку трудно понять, почему в вузах говорят о снижении уровня подготовки выпускников, если магистры будут учиться больше на один год, чем сейчас. А проблема в том, что ожидается, что в бесплатную магистратуру смогут попасть не более 15-20% выпускников бакалавриата. Остальные смогут продолжить образование только на платной основе. Выступая против бакалавриата, руководство вузов стремится получить дополнительное (или не снизить) бюджетное финансирование.

Доктор социологических наук Елена Мирская, занимающаяся социологией науки в РАН, считает, что болонская модель, может, и хороша, но не в нашей действительности. «На Западе вся жизнь другая: они по-другому учатся и начинают планировать свою жизнь уже на уровне 9-10-го класса. То есть у них нацеливаются кто на дальнейшее образование, кто на практику в среднем гораздо раньше, чем у нас, — уверена Мирская. — Но у нас другие установки, мы все равно будем считать бакалавров дипломированными неучами».

Выясняется, что не во всех компаниях хорошо информированы о профессиональных возможностях бакалавров. Не так давно специалисты кадрового центра «ЮНИТИ» провели опрос работодателей «относительно введения степеней бакалавра и магистра в российских высших учебных заведениях». Он показал, что «20% опрошенных руководителей не готовы взять на работу бакалавра». Специалист Департамента по работе с клиентами этого центра Инна Хлынина пояснила: «Есть достаточно большая часть руководителей, которые пока не готовы брать на работу бакалавров, потому что до недавнего времени считалось, что 4 года — это незаконченное высшее образование, это «недоучка» какой-то».

Заместитель руководителя ГУ «Центр занятости населения Ижевска» Елена Каракчеева призналась, что «бакалавриат» остается непривычным уровнем образования для российского рынка труда. «Работодатели не знают, кто это такие, что за специалисты».

По ее словам, предприятиям будут интересны лишь бакалавры с техническим образованием. Для них вакансий и сейчас хоть отбавляй. Промышленность в ряде регионов поднимается и ей требуются молодые специалисты. Сейчас нарасхват даже выпускники техникумов и училищ.

Что касается гуманитарных специальностей, рынок труда в регионах так перенасыщен теми же молодыми экономистами и юристами, что без опыта работы и без полного высшего образования они могут рассчитывать в лучшем случае на должность помощника главного бухгалтера, в худшем — на работу продавца или секретаря.

В общем у многих экспертов остаются сомнения, все ли российские вузы будут выпускать «достойных» бакалавров, и опасаются, что им даже после окончания элитного университета с отличным дипломом на руках, будет весьма проблематично найти достойную работу. Но те вузы, которые смогут приблизить свое образование к потребностям рынка, и в течение четырех лет смогут подготовить квалифицированные кадры для работы в области экономики, менеджмента и т.п.




Rambler's Top100







be number one

designed by baranenko.com