другие выпуски
электронная версия


В НОМЕРЕ:
Письмо редактора

Европейские стандарты образования

Доступность и качество образования

Подготовка хорошего специалиста

Причины убийства царской семьи

Впечатления о поездке в Англию

Путь к гармонии тела и духа

Дарить и получать подарки

Страничка юмора




 
Доступность и качество образования
При выборе вуза многих волнует вопрос, как у нас обстоит дело с «качеством образования»? Не с точки зрения описания понятия в научных работах, а с позиций существующих реалий и практики организации и управления учебным процессом. Беда в том, что наши представления о «качестве образования» находятся в мире мифов.

Миф первый: «Качественное образование можно получить только в Европе или США, но не в России». Миф второй, если речь идет о России: «В России образование пронизано коррупцией»; миф третий: «Качественное образование дают только известные вузы». Миф четвертый: «В государственных вузах студентов учат, а в частных они покупают диплом, не учась».

Нет необходимости развенчивать мифы – тот, кто в них верит, он верит в них, несмотря на факты и логику. Разумные же люди оценивают факты прагматически, исходя из своих интересов. Поэтому когда перед разумным человеком встает вопрос о выборе товара или услуги, он стремится приобрести именно то, что нужно ему, а не то, что навязывает реклама с помощью созданных е мифов.

Итак, что такое качество. Подчеркнем, качество само по себе не существует. Есть качество для кого-то или для какой-то цели. Другими словами, если вам нужен легковой автомобиль, то грузовой автомобиль не обладает теми качествами, которые вам нужны. Если вам нужен домашний компьютер, то вы не будете покупать компьютер NASA, прежде всего по тому, что он не обладает теми качественными характеристиками, которые нужны вам.


Попробуем оценить критерии тех качественных характеристик, которые предлагает современное высшее образование.

Первая характеристика – доступность образования. Если речь идет об обучение за границей, то, прежде всего, для получения визы, вы должны продекларировать, что у вас есть достаточно денег, чтобы жить за границей, а, кроме того, и иметь с собой сумму достаточную, чтобы оплачивать проживание, питание и транспорт (даже если не брать во внимание оплату за обучение). Кто обладает такой возможностью, для того это образование доступно. А если так, то вы, наверняка, станете сторонником первого мифа и активно будете его распространять.

В России доступность образования имеет свои особенности. Главная из них – количество бюджетных мест постоянно снижается. В среднем на любую специальность (или направление) в том или ином вузе имеется около 20-25 бюджетных мест. На уникальные – меньше, на известные больше.

За последние годы, по причине снижения числа бюджетных мест, конкурс при поступлении в вузы постоянно увеличивался и сегодня он достиг в среднем по стране 4-6 человек на место. Вдумайтесь, из 4 желающих, поступит только один. Но это общий конкурс, реальный конкурс значительно выше. Прежде всего, речь идет о различных категориях льготников.

Зачастую льготники занимают больше половины всех бюджетных мест. Именно существующая система льготных категорий увеличивает средний конкурс до 12-20 человек на место. Именно система льгот в большинстве случаев определяет, кто поступит на бюджетные места, по сути, до конкурса.

Особо подчеркнем то, что система льгот – абсолютно законна и именно она сужает «горлышко» доступности образования. Чтобы там СМИ ни сообщали о коррупции в высшей школе, коррупция практически не влияет на доступность образования в сравнении с системой льгот. Поэтому, если вы обладаете правом на льготы – вы поступите и будете сторонником третьего или четвертого мифа, а если правом льгот вы не обладаете, вы с энтузиазмом поддержите распространяемый СМИ второй миф.

Другая проблема доступности – платное образование. Именно цена здесь определяет степень доступности. От чего зависит цена? Прежде всего, от известности вуза. Известный государственный вуз, как правило, имеет достаточное государственное финансирование, поэтому он не зависит от рыночной конъюнктуры на образовательные услуги. Такой вуз волен устанавливать за обучение любую цену – высокую, среднюю, низкую, хотя, как правило, достаточно высокую, закрывая тем самым доступ для большого числа абитуриентов.

Вузы, не имеющие известных брендов, (государственные и негосударственные) выстраивают ценовую политику в соответствии с рыночной конъюнктурой, поэтому степень доступности этих учебных заведений определяется денежными возможностями потребителей их образовательных услуг.

Вторая характеристика качества образования – соответствие установленным стандартам. Нужно отдать должное действиям правительственной системы, регулирующей образование (сейчас это Министерство образования и науки).

После «свободы» начала 90-х в нашей стране сложилась четкая система государственных стандартов высшего образования. Поэтому любой вуз имеет документы: государственные лицензии (специальностей или направлений) и государственной аккредитации. На сегодня в нашей стране не осталось не лицензированных и не аккредитованных вузов. Причем Рособрнадзор осуществляет регулярные комплексные проверки деятельности вузов различной принадлежности.

Третья характеристика – организация учебного процесса. По сути, речь идет о четком расписании учебных занятий, отсутствии срывов. Четкость расписания зависит от соответствия друг другу числа студентов, количества аудиторий и количества преподавателей. Ключевая проблема здесь – недостаток аудиторий, а иногда и срывы занятий. И чем больше вуз, тем труднее выстроить четкое расписание, а поэтому при создании расписания возникают «окна», или дни когда у студентов бывает по 8-10 часов учебных занятий.

Срывы занятий кроются в причинах малоизвестных непосвященному. Обычно, если вуз ведет непрофильные для него специальности и направления, то он вынужден подстраиваться под преподавателей-специалистов. Отсутствие же контроля учебного процесса в целом ведет к легковесному отношению, а в конечном итоге безответственности и дезорганизации. В этих случаях может теряться очень большое количество учебных занятий.

Есть простой способ не выбрать вуз со слабой организацией учебного процесса, во-первых, зайдя в вуз, посмотреть, нет ли «окон» и нет ли перегрузок в расписании, во-вторых, посмотреть, что пишут на студенческом форуме.

И, наконец, четвертая характеристика качества образования – преподавательское мастерство. Кто будет преподавать будущим студентам. Во-первых, соответствует ли их специальность, тем дисциплинам, которые дают студентам. Во-вторых, насколько известны и уважаемы в своей профессиональной среде доценты и профессоры и, в-третьих, насколько популярны они у студентов. Первое определяется просто, вполне понятно, что философские дисциплины должны вести философы, педагогические – педагоги, а экономические – экономисты. Второе, профессиональная известность – достаточно в «Яндексе» или другой поисковой системе набрать фамилию, имя, отчество (или фамилию с инициалами) того или иного преподавателя и по количеству ссылок на него определить степень его профессиональной известности. О популярности же преподавателей можно судить, опять же воспользовавшись студенческим форумом.

Если будущего студента интересует кроме будущей специальности еще и качество образования, а не мифы о нем, то имеет смысл оценить тот или иной вуз по критериям, характеризующим это качество:
  • доступность образования,
  • соответствие установленным стандартам,
  • организация учебного процесса,
  • преподавательское мастерство.
Важную роль в достижении высокого качества предоставляемых образовательных услуг играют тесные связи вуза с предприятиями, на которых проходят практику студенты и, соответственно, по отзывам тех фирм, работодателей, где работают выпускники можно судить об уровне подготовки. Многие государственные университеты, имеющие экономические, менеджерские факультеты проигрывают по этому и другим показателям лучшим негосударственным вузам.

В заключение подчеркнем, что в жизни достигает успеха тот, кто сам научился принимать прагматические решения, основанные на достаточно четком целеполагании о своей будущей социально-профессиональной принадлежности и месте в современном российском обществе.

Данный вывод ни в коем случае не исключает духовную и гуманитарную составляющие в жизнедеятельности студентов любой специальности, поскольку без них не состоится ни личность как таковая, ни профессионал коммуникативно включенный в микро и макро - социальные связи, позволяющие осуществлять как горизонтальную, так и вертикальную социально-профессиональную мобильность.




ТУМАЛЕВ Владимир Владимирович
Доктор социологических наук, профессор, проректор по научной работе ИБП


Rambler's Top100







be number one

designed by baranenko.com