другие выпуски
электронная версия


В НОМЕРЕ:
Письмо редактора

Инновации будущего

Книга для успеха

Репортаж из Америки

Я вновь чемпионка мира!

Лицо с обложки

Первый курс

Поздравляем Г.П. Чудесову

Вечернее отделение ИБП

Девушки хотят замуж

Незабываемое лето




 
Поздравляем профессора Чудесову Г.П. с присуждением золотой медали на Всемирной филателистической выставке в Австрии
C 18 по 21 сентября 2008 года в Вене (Австрия) состоялась Всемирная филателистическая выставка – “WIPA-08”. Гостями выставки была мировая филателистическая элита. В их числе профессор нашего института Чудесова Галина Павловна. Выставка проходила в Австрийском международном центре, знаменитом своими возможностями и сервисом. Центр предоставил только для показа экспозиций около 10 000 кв.м. площади, не считая почтовых служб с демонстрацией оборудования в рабочем состоянии, лекционных залов, концертных площадок, киосков для обмена марками филателистами разных стран и пр. и пр.

480 участников со всего мира представили филателистические материалы в 12 классах: традиционная филателия, т.е. марочные коллекции, почтовая история, раритеты, тематическая, авиа и космическая филателии, максимафилия, филателистическая литература, открытый класс, молодежный класс, почтовые аксессуары и другие. Организаторы выставки предложили гостям большую культурную программу, в которую вошли: представление марки с изображением выдающейся актрисы Одри Хепберн, вышитой марки с цветком Ириса (символ Австрии), марок с пылью метеоритного тела, уникальной марки Святого Маврикия, к которой была приставлена спецохрана; концерты саксофонистов и детских хоров, изготовление марок с портретами участников выставки, обзорные экскурсии по Вене и многое другое.

Мы попросили Галину Павловну поделиться своими впечатлениями о поездке.

Вена – удивительный город. Его красота создавалась веками. Мне как петербурженке избалованной красотами архитектуры, конечно, было интересно познакомиться с этой стороной города. Каменное кружево домов, веками формировавшаяся планировка улиц, уникальная скульптура – все это производит даже на искушенного зрителя неизгладимое впечатление. Но мне было интересно увидеть, почувствовать, как в эту старину вписывается современность, особенно ее молодежная составляющая. Например, на самой посещаемой площади Вены, где стоит величественный памятник готического зодчества Собор Святого Штефана, молодежь, постелив на гранит «коврик», танцует брейк-данс. Облик площади ежедневно меняется. Ежедневно на ней устанавливаются временные сооружения: ресторанчики разной формы, с разной кухней, выступлениями любителей музыки различных жанров. Но нигде, ни разу я не слышала попсы, ударная часть которой давит на слушателей: ни в такси, ни на улице, ни в кафе – знаменитых венских кондитерских, ни на выставке – нигде. Всюду льется классическая музыка Моцарта (это их бог), Легара, отца и сына Штраусов и других великих музыкантов. Венцы чтят музыкантов. Как и во всем мире они увековечивают их в бронзе. Красивейший памятник королю вальса Иоганну Штраусу, который венцы любовно называют «Золотой Штраус» установлен в великолепном парке. Но кроме традиционного способа отдать дать восхищения создателям вечной музыки и выдающимся музыкальным деятелям и событиям, австрийцы создают им «звездные медальоны» на асфальте улиц и площадей – Йозефу Гайдну, Иоганну Штраусу отцу, Францу Легару на пл. Св. Штефана; Иоганну Себастьяну Баху, Герберту фон Караяну у Филармонии.

Не только музыкантов чтят в Австрии. На фоне попыток отдельных западных кругов ревизовать историю Второй мировой войны выделяется достойное отношение австрийцев к роли советских воинов, выраженное в великолепном ухоженном памятнике, посвященном советскому воину-освободителю. О Вене можно говорить часами, она того стоит.

Вернемся к цели поездки. Моя коллекция была представлена в классе максимафилии (см. статью в журнале №6).

Напомним, коллекционным элементом в максимафилии является картмаксимум (КМ). В процессе его создания требуется обеспечить совпадение (абсолютное или фрагментарное) сюжетов открытки, марки и почтового штемпеля. Экспозиция Г.П. традиционно посвященная Санкт-Петербургу и представленная в Вене, содержала 8 разделов из 14 (см. сайт www.cardmaximum.spb.ru), представляющих коллекцию в целом:
  • Петербург – столица петровских реформ;
  • Ожерелье площадей;
  • Духовная жизнь;
  • Ленинград – город-Герой;
  • Память о Революции;
  • Окрестности Петербурга;
  • Невская першпектива;
  • Времена года.
Экспозиция включала 7 стендов по 24 картмаксимума в каждом. Сюжеты, представленные на выставочных листах, даны на двух языках – русском и английском. Экспозиция оказалась настолько яркой и наглядной, что устроители выставки выделили ей целую стену в самом посещаемом месте. Она вызвала живой отклик у посетителей. Около нее всегда было много людей и можно было наблюдать, как люди выписывали себе в блокноты какую-то информацию со стендов. Поэтому не случайно экспозиция была удостоена золотой медали – третьей степени (третье место в мире в классе максимафилии).

Как видно из содержания экспозиции особое внимание в ней уделяется объектам, построенным в эпоху Петра Первого и по его планам в последующие годы. Эти строения составляют фундамент коллекционного раздела «Петербург – столица петровских реформ». Основное место в разделе занимают три объекта – оборонительная крепость, верфь и гавань, строительству которых Петр I придавал наиважнейшее значение.

Под оборонительной крепостью подразумевается Петропавловская крепость как первое каменное строение, воздвигнутое для защиты будущего города от неприятеля. Закладка ее первого камня состоялась 16 (27 по новому стилю) мая 1703 года. Именно этой датой, считающейся днем основания города, погашены все КМ с изображением Петропавловки, как ее любовно называют петербуржцы.

Уже в 1704 году Петр начинает строительство Адмиралтейства – верфи-крепости для создания собственного флота. Картмаксимумы с изображением ныне действующего третьего Адмиралтейства, воздвигнутого на месте прежних по проекту замечательного русского архитектора А.Д.Захарова, достойно продолжившего планы Петра I, занимают в разделе одно из главных мест.

КМ на эти два сюжета, выполненные на основе марок с золотыми эмблемами города – флюгерами в виде ангела с ПК и кораблика с Адмиралтейства, придают особую прелесть разделу.

Третий сюжет – гавань разворачивался на мысе Васильевского острова, позже названном Стрелкой. Здесь построен гранитный причал для торговых и других судов, возведены Ростральные колонны в память о погибших кораблях, построены здания Биржи и первой в стране таможенной службы. КМ на данный сюжет выполнены с марками разных лет.

Продолжением экспозиции является раздел «Ожерелье площадей», который включает КМ с изображением Дворцовой, Декабристов (б. Сенатская) и Исаакиевской площадей и Марсова поля. На данные сюжеты марки выпускались в разное время и по разным поводам. Здесь стандартные марки с видами Исаакиевского собора, Медного всадника, Адмиралтейства, являющего связующим звеном между Дворцовой и Сенатской площадями, и специальные марки, например олимпийские. Кроме того, интерес представляют не только отдельные объекты этих площадей, но и окружение. Например, вид Мойки у здания Конюшенного ведомства, здание Нового Эрмитажа (марка с блока, посвященного его 150-летию). Из последних марок можно отметить двухсюжетную марку с изображением Исаакиевского собора с Атлантами, поддерживающими портик Нового Эрмитажа.

Особое место в коллекции занимает рубрика «Духовная жизнь», появление которой стало возможным в связи с изменениями, происходящими в нашей стране. Этот раздел позволил открыть богатство стилей культовых сооружений, созданных в разные исторические эпохи. Он объединил КМ, сюжеты которых связаны с культовыми и культурными объектами. Кроме соборов, традиционно признанных архитектурными шедеврами, таких как Казанский, Петропавловский, Троицкий, сюда вошли Лютеранская церковь св. Петра и Павла и Синагога.

Жемчужиной данного раздела стала серия КМ, созданных на основе марки с изображением Храма Христа Спасителя или как его еще называют Спаса на крови. Храм снят с Банковского мостика и включает одного из украшающих его грифонов с позолоченными крыльями. Таким образом, данную марку можно рассматривать как двухсюжетную и создавать три варианта КМ. Кроме КМ на общий сюжет и под девизом «Храм» можно создавать КМ с изображением Банковского мостика.

КМ в разделе «Невская першпектива» расположены в соответствии с видами, открывающимися взору в процессе прогулки по Невскому пр. от Московского вокзала (два КМ на юбилейные марки 1974 и 2001 годов). Далее по Аничкову мосту со скульптурными группами «Укрощение коня» (несколько КМ с разными марками и открытками, обеспечивающими обзор моста с разных сторон), мимо пл. Островского с Александринским театром и памятником Екатерине II, мимо Государственной национальной библиотеки, Казанской площади и далее до Адмиралтейства.

Коллекция зарождалась в советское время и, разумеется, содержит КМ практически со всеми марками того периода. В те годы, в основном, отбирались сюжеты, связанные с Октябрьской революцией и Великой отечественной войной. К каждой годовщине этих выдающихся для страны событий выпускались марки с сюжетами Ленинграда. КМ, созданные на их основе, позволили включить в экспозицию достаточно полные разделы «Памятники революции» и «Ленинград – город-герой».

Разработка темы «Окрестности Петербурга» также началась в советское время с появлением серии марок «Дворцы-музеи Ленинграда» с изображением Екатерининского и Павловского дворцов, Большого дворца и фонтанов в Петергофе. В настоящее время тема продолжает развиваться. Периодически в соответствии с выпуском новых марок она дополняется новыми КМ. Так, в нее уже вошли КМ Старая Ладога, Выборгская и Шлиссельбургская крепости, Ораниенбаум, Лицей (г. Пушкин) и, несомненно, раздел будет пополняться.

Последнее время отрасль филателии существенно изменилась по сравнению с прошлыми десятилетиями. Она стала научной дисциплиной, которая требует широких знаний. Коллекционер должен знать исторический фон исследуемой им тематики точно также как социальную среду, в которой выпущены почтовые марки и почтовые объекты. Разработка стандартной экспозиции по новой теме нередко становится основой кандидатской диссертации. Можно, безусловно, утверждать, что филателия является дополнением к историческим наукам.






Rambler's Top100







be number one

designed by baranenko.com